Основы теории музыки для полных нулей (Часть 3)

В третьей части нашего опуса об основах музыкальной теории мы поговорим об аккордах. Согласитесь, первое, что вы слышите, когда хотите освоить гитару, это аккорды. Что надо их учить и знать. Иначе играть нельзя. Да, безусловно, знать надо. Но в музыкальном мире десятки и сотни разных аккордов, как же все их запомнить и знать? На самом деле очень просто. Главное знать основные их виды и как их брать на гитаре. В этой статье я как раз и расскажу о теоретической части этой большой темы — что вообще такое аккорды и какие они существуют. Об аппликатурах, или о том как их брать на гитаре, смотрите в этой статье. Итак, поехали.

 

 Аккорды и трезвучия. Общие понятия

Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по определенным интервалам.

Виды аккордов

Аккорд это сочетание как минимум трех звуков. В зависимости от того, сколько звуков в аккорде и какие между ними интервалы, аккорды делятся на следующие виды:

  • аккорды терцевой структуры. В них интервалы между соседними звуками составляют терцию;
  • аккорды нетерцевой структуры. Интервалы между соседними звуками составляют кварту, квинту или секунду.

Рассмотрим аккорды терцевой структуры. В зависимости от количества звуков в аккорду, они подразделяются на следующие виды:

  1. Трезвучия. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучие. Между соседними звуками интервал терция, между крайними чистая квинта (5).
  2. Септаккорд. Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними септима (7).
  3. Нонаккорд. Аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними нона (9).
Читайте также:  Какое дерево влияет на звук электрогитары, а какое – нет

Перечисленные выше виды аккордов, являются основными в современной музыке. Этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Но применяются такие аккорды намного реже, и рассматриваться они в рамках данной статьи не будут.

Трезвучия. Виды трезвучий

Трезвучия бывают четырех видов:

  1. мажорное трезвучие, или большое, состоит из большой и малой терции б.3 + м.З — обозначение Б.53;
  2. минорное трезвучие, или малое, состоит из малой терции и большой м.З + б.З  — обозначение М.53;
  3. увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций б.З + б.З  — обозначение Ув.53;
  4. уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций м.З + м.З  — обозначение Ум.53.

Обозначаются такие аккорды нотой, которая является тоникой трезвучия. Например, возьмем трезвучие с тоникой До (С):

  • Мажорный аккорд: C E G обозначается С;
  • Минорный аккорд: C D# G обозначается Cm;
  • Уменьшенный аккорд: С D# F# обозначается Cdim;
  • Увеличенный аккорд: C E G# обозначается Caug.

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия:

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени — доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами — t, s, d.

Септаккорды

 Септаккорд состоит из 4-х нот, расположенных по терциям. Простыми словами, если добавить к трезвучию еще одну ноту через терцию, то мы и получим септаккорд. Основных видов септаккордов насчитывается 7:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Малый мажорный септаккорд – малая септима + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7) — доминантсептаккорд;
  4. Малый минорный септаккорд – малая септима +  минорное трезвучие (М.мин.7);
  5. Увеличенный септаккорд — малая септима + увеличенное трезвучие
  6. Полууменьшенный септаккорд — доминантсептаккорд с пониженной квинтой
  7. Уменьшенный септаккорд – большая секста + уменьшённое трезвучие (Ум.7).
Читайте также:  Бой шестерка на гитаре

Для примера возьмем септаккорды от ноты Ми (E):

  • Большой мажорный септаккорд Emaj7;
  • Большой минорный септаккорд Em7+;
  • Малый мажорный септаккорд E7;
  • Малый минорный септаккорд Em7;
  • Увеличенный септаккорд E7+5;
  • Полууменьшенный септаккорд E7-5;
  • Уменьшенный септаккорд Edim7.

Подробнее о септаккордах читайте в статье Септаккорды. Теория и аппликатуры.

Другие виды аккордов

Пауер-аккорды (Power Chords)

На электрогитаре с сильным перегрузом, как правило, не играют полными аккордами, потому что получается очень грязный звук. Вместо них используют так называемые пауер-аккорды, которые состоят всего лишь из тоники и квинты и по сути аккордами и не являются (звуков менее трех). Они довольно мощно звучат на перегрузе и имеют очень простую аппликатуру. Обозначается цифрой 5, например E5, D5, A#5 и т. д.

Suspended (задержанные) аккорды

Образуются путем замены терции на кварту (Sus4) или большую секунду (Sus2) от основного тона.

Вот в общем-то вкратце я и рассказал вам о самых основных аккордах, о которых нужно знать каждому гитаристу. Это конечно далеко не все аккорды, которые существуют в музыкальном мире. Опять же повторюсь, необязательно заучивать аппликатуру каждого, достаточно лишь знать их виды и принцип построения. Ну а аппликатуры я, как и обещал, дам в отдельном разделе. Успехов!

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов