В третьей части нашего опуса об основах музыкальной теории мы поговорим об аккордах. Согласитесь, первое, что вы слышите, когда хотите освоить гитару, это аккорды. Что надо их учить и знать. Иначе играть нельзя. Да, безусловно, знать надо. Но в музыкальном мире десятки и сотни разных аккордов, как же все их запомнить и знать? На самом деле очень просто. Главное знать основные их виды и как их брать на гитаре. В этой статье я как раз и расскажу о теоретической части этой большой темы — что вообще такое аккорды и какие они существуют. Об аппликатурах, или о том как их брать на гитаре, смотрите в этой статье. Итак, поехали.
Аккорды и трезвучия. Общие понятия
Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по определенным интервалам.
Виды аккордов
Аккорд это сочетание как минимум трех звуков. В зависимости от того, сколько звуков в аккорде и какие между ними интервалы, аккорды делятся на следующие виды:
- аккорды терцевой структуры. В них интервалы между соседними звуками составляют терцию;
- аккорды нетерцевой структуры. Интервалы между соседними звуками составляют кварту, квинту или секунду.
Рассмотрим аккорды терцевой структуры. В зависимости от количества звуков в аккорду, они подразделяются на следующие виды:
- Трезвучия. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучие. Между соседними звуками интервал терция, между крайними чистая квинта (5).
- Септаккорд. Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними септима (7).
- Нонаккорд. Аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними нона (9).
Перечисленные выше виды аккордов, являются основными в современной музыке. Этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Но применяются такие аккорды намного реже, и рассматриваться они в рамках данной статьи не будут.
Трезвучия. Виды трезвучий
Трезвучия бывают четырех видов:
- мажорное трезвучие, или большое, состоит из большой и малой терции б.3 + м.З — обозначение Б.53;
- минорное трезвучие, или малое, состоит из малой терции и большой м.З + б.З — обозначение М.53;
- увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций б.З + б.З — обозначение Ув.53;
- уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций м.З + м.З — обозначение Ум.53.
Обозначаются такие аккорды нотой, которая является тоникой трезвучия. Например, возьмем трезвучие с тоникой До (С):
- Мажорный аккорд: C E G обозначается С;
- Минорный аккорд: C D# G обозначается Cm;
- Уменьшенный аккорд: С D# F# обозначается Cdim;
- Увеличенный аккорд: C E G# обозначается Caug.
Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия:
- трезвучие I ступени — тоническое (Т);
- трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
- трезвучие V ступени — доминантовое (D).
В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами — t, s, d.
Септаккорды
Септаккорд состоит из 4-х нот, расположенных по терциям. Простыми словами, если добавить к трезвучию еще одну ноту через терцию, то мы и получим септаккорд. Основных видов септаккордов насчитывается 7:
- Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
- Большой минорный септаккорд – большая септима + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
- Малый мажорный септаккорд – малая септима + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7) — доминантсептаккорд;
- Малый минорный септаккорд – малая септима + минорное трезвучие (М.мин.7);
- Увеличенный септаккорд — малая септима + увеличенное трезвучие
- Полууменьшенный септаккорд — доминантсептаккорд с пониженной квинтой
- Уменьшенный септаккорд – большая секста + уменьшённое трезвучие (Ум.7).
Для примера возьмем септаккорды от ноты Ми (E):
- Большой мажорный септаккорд Emaj7;
- Большой минорный септаккорд Em7+;
- Малый мажорный септаккорд E7;
- Малый минорный септаккорд Em7;
- Увеличенный септаккорд E7+5;
- Полууменьшенный септаккорд E7-5;
- Уменьшенный септаккорд Edim7.
Подробнее о септаккордах читайте в статье Септаккорды. Теория и аппликатуры.
Другие виды аккордов
Пауер-аккорды (Power Chords)
На электрогитаре с сильным перегрузом, как правило, не играют полными аккордами, потому что получается очень грязный звук. Вместо них используют так называемые пауер-аккорды, которые состоят всего лишь из тоники и квинты и по сути аккордами и не являются (звуков менее трех). Они довольно мощно звучат на перегрузе и имеют очень простую аппликатуру. Обозначается цифрой 5, например E5, D5, A#5 и т. д.
Suspended (задержанные) аккорды
Образуются путем замены терции на кварту (Sus4) или большую секунду (Sus2) от основного тона.
Вот в общем-то вкратце я и рассказал вам о самых основных аккордах, о которых нужно знать каждому гитаристу. Это конечно далеко не все аккорды, которые существуют в музыкальном мире. Опять же повторюсь, необязательно заучивать аппликатуру каждого, достаточно лишь знать их виды и принцип построения. Ну а аппликатуры я, как и обещал, дам в отдельном разделе. Успехов!