Постановка левой руки на гитаре. Правила и рекомендации

Начинающие гитаристы, впервые взявшие в руки музыкальный инструмент, не догадываются, сколько важных тонкостей окружает правильная постановка левой руки на грифе. А между тем, ошибки в этом вопросе могут дорого обойтись в будущем — как из-за усложнения освоения базовых приемов игры, так и из-за банального дискомфорта, что может отбить желание дальнейшего обучения. А на электрогитаре это еще и формирование множества лишних призвуков.

Общие правила постановки левой руки

Можно выделить несколько главных правил для левой руки на гитаре.

  1. Отсутствие напряжения

Левая рука должна быть расслаблена, впрочем, как и правая, но сейчас речь не о ней. Пронаблюдайте не только за левой кистью, но всем, что ей предшествует: предплечьем, суставом самого плеча и задней частью спины.

Как бы горделиво опустите руку вдоль тела и постарайтесь запечатлеть это ощущение в памяти. Во время игры на гитаре подобным образом должен вести себя плечевой аппарат при работе кистью и пальцами.

  1. Правильная постановка большого пальца

Конечно, в моменты исполнения различных аккордов и соло-партий большой палец левой руки всё время будет двигаться по грифу, и порой его положение будет сильно разниться. Но многие новички совершают одну и ту же ошибку, исправление которой может идти с большим «скрипом» — как бы «обнимают» заднюю поверхность гитарного грифа по всей его плоскости снизу-вверх (правда, серьезной ошибкой это можно назвать только в случае освоения классической гитары, о чем пойдет речь позже).

Эта ошибка приводит к трудностям в исполнении сложных аккордов и разучивании классических произведений. Правильное положение большого пальца — перпендикулярно грифу: он используется как опора для ладони левой руки. То есть гитарист как бы надавливает большим пальцем на обратную сторону грифа подобно тому, как нажимают на кнопку. Положение большого пальца может быть как строго перпендикулярно грифу, так и иногда создавать с ним некоторый угол, если прямое положение невозможно.

  1. Форма кисти округлая

Именно округлая кисть помогает пальцам работать легко и продуктивно. Разумеется, в некоторых позициях округлую форму удержать невозможно, но стремиться избегать «плоского положения» необходимо. При этом ладонь постоянно пребывает в положении плюс-минус параллельно грифу, чтобы все 4 пальца имели одинаковый доступ к струнам.

Читайте также:  Настройка высоты звукоснимателей
  1. Отсутствие соприкасания между грифом и ладонью

Между нижней частью грифа и поверхностью ладони левой руки должен оставаться пробел: это дарит свободу пальцам, которую прижатая ладонь, наоборот, отбирает. А еще немаловажно стремиться выдвинуть кисть вперед: это позволит легче добираться до нижних струн (басов).

 

  1. Нажатие на струны кончиками пальцев

Тут все просто — если зажимать пальцы подушечками, будут задеваться и глушиться соседние струны.

  1. Сила нажима пальцев на струны

На первых шагах обучения игре на гитаре новичок не обладает сильными пальцами, потому сила нажатия на струны может быть недостаточной. Есть и обратная проблема — пережим. В обоих случаях проблема может также заключаться в неверной постановке левой руки. Если вы убедились, что кисть держите правильно, остается найти оптимальную силу нажатия на струны, представляющую собой некую золотую середину, при которой гитара звучит оптимально, а струны не дребезжат.

Обратите внимание: часто для тренировки слабых пальцев левой руки рекомендуют использовать сторонние приспособления. Это может быть справедливым советом, но, в любом случае, главным и лучшим тренажером останется сама гитара.

  1. Положение пальцев при зажимании струн

При нажатии на струну палец должен располагаться как можно ближе к ладовой перегородке, что позволит выделить максимально чистый звук, но не «наезжать» на сам порожек, иначе струна дребезжит.

Если на каком-то сложном аккорде одна из нот упорно звучит плохо, внимательно изучите положение пальцев — возможно именно на этой струне он касается ладовой перегородки. Если, наоборот, палец не может дотянуться, поможет простой прием — сдвиг ладони немного право.

  1. Комфорт и расслабленность

Этот пункт похож на первый, но он не о самой левой руке, а о теле целиком. Любой элемент игры на гитаре должен сопровождаться расслабленностью руки и спины, а положение тела должно быть максимально комфортным. Если какой-то сложный элемент приводит к напряжению или переходу к неестественной позе — исправляйте этот момент и ищите комфортное положение.

Виды гитарного хвата

Классический

Всё, что было описано ранее касательно положения большого пальца — постулаты для классического хвата. Здесь большой палец перпендикулярен грифу и никогда не выглядывает из-за него сверху, так как располагается по центру древка. Получается, что центр ладони грифа не касается, такое может происходить лишь отчасти, при игре некоторых элементов. Поэтому сам гриф не лежит в ладони — пальцы только опираются на него. Несмотря на то, что большой палец используется в качестве опоры, надо избегать излишнего давления за исключением моментов, когда требуется увеличить громкость звучания.

Читайте также:  Четыре важных совета преподавателям музыки

 

Блюзовый

Этот тот самый случай, когда для классического гитариста совершается ошибка, но для блюзового это не так. Здесь большой палец свободно лежит на грифе и, в целом, кисть левой руки как бы обнимает его. В блюзовом хвате большой палец как раз заметно выглядывает сверху, а оставшиеся 4 пальца располагаются в среднем до 5 струны, что обеспечивает комфортное исполнение разнообразных бэндов и вибрато, при которых кисть должна быть максимально подвижной, а пальцы левой руки периодически используются для глушения.

Постановка левой руки для разных типов гитар

Левая рука на акустической и классической гитаре

Всё, что необходимо знать, было описано в общих правилах постановки левой руки.

Левая рука на электрогитаре

Особенности постановки левой руки для электрогитары заключается в учете нюансов звукоизвлечения. Каждое прикосновение должно быть четким, выверенным и легким, иначе не избежать лишних шумов. Главное правило — зажаты и открыты только те струны, которым положено звучать, остальные должны быть заглушены и не колебаться даже при случайном задевании их медиатором. Для глушения используется или 1-й палец левой руки, или ребро ладони правой. В остальном постановка левой аналогична всему тому, чтобы описано ранее, разве что при игре на электрогитаре может использоваться и классический, и блюзовый хваты попеременно, когда это уместно.

Левая рука на бас гитаре

Здесь подходит классическая гитарная постановка левой руки, особенно это касается большого пальца. А вот зажимать струны ввиду их толщины нужно уже не просто кончиками, но немного задействуя подушечки пальцев — только их часть, близкую к ногтю.

Заключение

Значимость правильной постановки правой руки трудно переоценить. И несмотря на то, что всегда можно переучиться, это сильно замедлит прогресс. Только правильная постановка рук при игре на гитаре с первого дня — залог успешного роста.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов