Кабели – тема больная и для тех, кто ими пользуется, и для тех, кто ими торгует. Главный сорт кабельной лапши, которую хитрые торгаши вешают на уши доверчивым покупателям – звучащие кабели. Я уже писал об этом (Рушим великий миф о гитарный кабелях и Семь секретов гитарных кабелей), и меня не остановить. Вот перевод ещё одной статьи с сайта ovnilab.com о кабелях, а точнее – еще один тест десятка кабелей разной стоимости, но в условиях, более близких к реальности.
Рекламщики и продавцы любят поговорить о том, как разные кабели по-разному высокие, средние, низкие частоты и прочее в таком духе. Доказать или опровергнуть эти утверждения может только частотный анализ, и ни что иное. В этих исследованиях я использовал программу TrueRTA. Выходное сопротивление аудиоинтерфейса – 50 Ом, примерно то же, что и у активной гитары. Входной импеданс интерфейса – 1 МОм, что так же схоже с входным импедансом среднего гитарного усилителя (как винтажного, так и современного). С этими входными параметрами все 10 кабелей показали совершенно одинаковые частотные характеристики, то есть они передавали и низкие, и средние, и высокие частоты от 10 Гц до 20 КГц одинаково.
Для того, чтобы все-таки обнаружить разницу между кабелями, я решил повысить выходной импеданс и понизить входной. Я включил в цепь пассивный бас-гитарный датчик типа Precision, а параллельно со входом интерфейса поставил резистор 1 МОм. Похожая ситуация, но не в таких опасных масштабах, бывает, когда крутишь ручку тембра на пассивном инструменте. И вот что у меня получилось.
Эти графики показывают, что ёмкость кабеля прямо связана с качеством передачи высоких частот от пассивного инструмента. Заметен весьма высокий пик перед падением характеристики. Форма и высота этого пика меняется, когда крутишь ручку громкости или тембра на гитаре.
Так что даже в самом худшем случае все кабели совершенно одинаково передают низкие и средние частоты. Нет никаких приглушённых середин и более глубоких, сильных басов и прочих собранных нижних средних. И когда продавцы кабелей начинают рассказывать свои истории о яркости звука, его прозрачности, разрешении, не слушайте их. Всё это – рекламная чушь, бессмысленная для тех, кто будет эти кабели использовать. Они ещё любят морочить голову псевдонаучными рассуждениями об индуктивности, скин-эффекте, резонансе – опять же, все это не имеет смысла, если речь не идёт о частотах в мега- и гигагерцы и кабель ваш длиною в километр и больше. Не позволяйте себя дурачить.
Несмотря на всю эту рекламную ерунду, бывают ситуации, когда замена кабеля действительно меняет звук так, что разницу слышно. Вот почему: гитарный звукосниматель, цепь регулировки громкости и тембра, кабель и усилитель или педаль все вместе работают как пассивный фильтр. Кабель вносит в этот фильтр свою емкость. Как мы видели на втором рисунке, фильтр этот может приглушать высокие частоты с пиком прямо перед спадом. Чем ближе величины выходного сопротивления гитары на одном конце кабеля и входного (усилителя или педали) – на другом, тем больше влияние фильтра на сигнал от гитары; на наших графиках показан экстремальный случай. И даже небольшие изменения сопротивлений громкости и тембра на гитаре заметно влияют на АЧХ фильтра.
А если соотношение импедансов двух устройств идеально, фильтр из этих компонентов никак не будет влиять на сигнал. Его АЧХ будет плоской во всей полосе звуковых частот, как на первом графике. Именно для этого и придумали активные звукосниматели и предусилители – их выходное сопротивление мало, и они не позволяют звукоснимателям и прочей электронике в гитаре взаимодействовать с кабелем.
Есть, правда, такие гитары, где после активной электроники (датчиков или эквалайзера) ставят обычные регуляторы громкости и тембра. Тут уже сложнее понять, что, как и на что влияет, потому что, хотя катушки звукоснимателей и развязаны с остальной частью цепи, пассивные регуляторы все-таки есть, так что в этом случае емкость кабеля тоже может влиять на звук.
Оригинал статьи