Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.
История
Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».
Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.
Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.
Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин находился под влиянием скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Пытаясь сымитировать флюидные пассажи Паганини на своем Fender Stratocaster, он решил, что звукосниматель — отличный способ быстро переходить от струны к струне с плавным звуком. Методы Мальмстина повлияли на два поколения гитаристов, таких как Тони Макалпайн, Джейсон Беккер, Стив Вай, Марти Фридман, Джон Петруччи, Алекси Лайхо, Тосин Абаси и многих других.
Как играть свип на гитаре
Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.
Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.
Советы и упражнения
- Играйте с большим количеством гейна (перегруза, дисторшна). Несмотря на то, что многие люди тренируют свип на чистом звуке, гораздо полезнее играть на большом гейне. Причина в том, что на перегрузе все ваши косяки и грязь будут очень хорошо слышны. Таким образом, вам их будет легче исправить и сделать игру чище.
- Играйте только на бриджевом звукоснимателе. Нековый как бы сглаживает игру и прощает ошибки. На бридже такое не пройдет, и опять же, все ваши ошибки и грязь будут очень хорошо слышны.
- Ни в коем случае не напрягайтесь при игре. Помните, что чем более вы расслаблены, тем больше у вас контроля за звукоизвлечением.
- К свипу нужно привыкнуть. По первой будет очень неудобно плавно скользить по струнам друг за другом. Причем звучать они должны последовательно, а не как аккорд вместе. Точно играйте по нотам. Это значительно улучшит вашу способность синхронизировать руки.
Табулатура упражнения
Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.
Заключение
Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!