Редкий инструмент с необычным звучанием принадлежит к классу идиофонов, в которых звук извлекается из корпуса или отдельной части инструмента без его предварительной деформации (сжатия или натяжения мембраны или струны). В стеклянной гармонике используется способность увлажненного края сосуда из стекла издавать музыкальный тон при трении.
Что такое стеклянная гармоника
Главная часть ее устройства — набор полусфер (чашечек) разных размеров, сделанных из стекла. Детали насажены на прочный металлический стержень, концы которого прикреплены к стенкам деревянного ящика-резонатора с откидной крышкой.
В резервуар наливают разведенный водой уксус, постоянно увлажняющий кромки чашечек. Вал со стеклянными элементами вращается благодаря передаточному механизму. Музыкант касается чашечек пальцами и одновременно приводит в движение вал, нажимая на педаль ногой.
История
Первоначальный вариант музыкального инструмента появился в середине XVII века и представлял собой комплект из 30-40 стаканов, по-разному наполненных водой. Эта версия называлась «музыкальные стаканчики». В середине XVIII века ее усовершенствовал Бенджамин Франклин, разработав конструкцию из полусфер на оси, приводимую в движение ножным приводом. Новую версию назвали стеклянной гармоникой.
Переизобретенный инструмент быстро обрел популярность среди исполнителей и композиторов. Партии для него писали Хассе, Моцарт, Штраус, Бетховен, Гаэтано Доницетти, Карл Бах (сын великого композитора), Михаил Глинка, Петр Чайковский, Антон Рубинштейн.
К началу XX века мастерство исполнения на гармонике было утрачено, она стала музейным экспонатом. Внимание к инструменту привлекли в 1970-е годы композиторы Филипп Сард и Джордж Крам. Впоследствии музыка стеклянных полусфер звучала в произведениях современных классицистов и рок-музыкантов, например, Тома Уэйтса и группы Pink Floyd.
Использование инструмента
Его необычный, неземной звук кажется возвышенным, волшебным, загадочным. Стеклянную гармонику применяли, чтобы создать атмосферу тайны, например, в партиях сказочных существ. Врач Франц Месмер, открывший гипноз, использовал такую музыку, чтобы расслабить пациентов перед обследованием. В некоторых немецких городах стеклянная гармоника оказалась под запретом из-за якобы негативного влияния на людей и животных.