Бой кантри на гитаре. Общая информация
Бой кантри очень подходит для развития навыков у новичков. Он несколько сложнее, чем изученные в самом начале творческого пути. Но в этом и состоит одновременная прелесть и простота. На примере этой музыки можно разучить несколько интересных фишек, которые значительно украсят вашу игру.
Чаще всего ритм кантри высчитывается на 2/4 или 4/4. Песни имеют стандартную куплетно-припевную структуру с небольшими сольными проигрышами. Причём куплет запевается солистом, а припев часто исполняется хором (с подголосками). В основе этого стиля лежит пентатоника.
Немного истории
Если блюз – это традиционная музыка афроамериканского населения, то у белой расы некоторое время не было какого-то своего отличительного жанра. Но в 1920-х годах в сельских и пролетарских районах на юге Соединённых Штатов начал развиваться стиль кантри на гитаре. Этот инструмент являлся наиболее доступным и простым в освоении для непритязательного рабочего. Поэтому вскоре его популярность стала расти. Жанр соединил в себе традиционные песни и пляски, которые переняли коренные жители от европейских переселенцев. Совместив в себе фолковые мотивы, напевы индейцев и блюз, кантри постепенно превратился в самостоятельный жанр, от которого произошло несколько ответвлений.
Тематика песен – социальные проблемы, житейские истории, тяготы жизни простого рабочего. Как мы видим – существует множество параллелей с блюзом, как чисто музыкальных, так и смысловых. Стиль изначально считался простым, и даже относился к «низкому жанру». Простота мелодий и гармоний, а также непритязательные тексты делали его прослушивание любимым времяпрепровождением для рабочего класса, простых фермеров и криминальных элементов.
Со временем стиль стал усложняться, вбирать новые элементы и стал популярным среди массового слушателя по всему миру. До сих пор он любим в Северной Америке, а артисты имеют большую коммерческую популярность. Теперь рассмотрим, как играть кантри на гитаре.
Как играть кантри на гитаре. Особенности техники игры
Басовая линия в кантри на гитаре является одним из определяющих элементов жанра. Она создаёт ощущение живого движения и отличается разнообразием. Больше, чем в панке, ближе к року. Бас на ритм-гитаре довольно часто повторяет партию бас-гитары.
Типичная басовая линия основывается на первой и пятой ступени аккорда. В качестве примера рассмотрим C (до мажор). В его корне лежит тоника C (5 струна 3 лад), которая меняется с доминантой G (6 струна 3 лад).
Доминанта – устойчивая пятая ступень в гамме. Посчитать её очень просто. Необходимо отсчитать пятую ноту от тоники. Скажем, в аккорде F – тоника F (6 струна 1 лад). Мысленно откладываем F+5 (F-G-A-H-C) получаем C (5 струна 3 лад). И так с остальными аккордами, которые используются для бой кантри.
При игре боем удар идёт по трём-четырём верхним струнам (1-2-3-4), иногда дополняясь глушением. Также следует чередовать бас, который помогает сделать мелодию разнообразной и живой.
При исполнении чередующегося баса чаще всего играется «бас текстура – второй бас текстура».
Внутри самих паттернов активно используются небольшие басовые переходы. Часто между аккордами звучат коротенькие вставки, которые украшают игру и придают звучанию американский народный колорит. Например, между C и F можно вставить такую фишку – 4 струна 0-2. Эти переходы и являются основной фишкой данного стиля.
Опытные музыканты играют медиатором. Основную сложность в бой кантри на гитаре составляет попадание по чередующемуся басу и игру переходных фишек. В довольно бодром ритме этой музыки легко запутаться и начать не попадать в басы в аккордах. Поэтому главное здесь – тренировка в медленном темпе с постепенным ускорением.
Впрочем, начинающие музыканты могут играть лишь аккордовую часть, иногда вставляя басовые переходы. А сложные ритмические вещи иногда даже рекомендуется играть пальцами (что заметно упрощает игру, но не вредит собственно звучанию).
Для начинающего гитариста приятен факт, что в данном жанре чаще используются открытые аккорды. Здесь применяется До-мажор, Соль-мажор, Ми-мажор. Но существуют также и минорные композиции.
Бой кантри на гитаре. 15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
Довольно простой вид боя кантри, который даже чем-то напоминает блатной бой. Однако обратите внимание на обозначение P.M. под каждым басом. Это приём Palm Mute – глушение струны ребром ладони. Необходимо максимально близко к держателю струн поджать басовые струны. Это создаст эффект глушения, кроме того позволит сделать звучание именно стаккатным и отрывистым, чтобы басы затухали после каждого взятия.
Здесь также присутствует «палм мьют». Единственное отличие в ритмическом рисунке аккордовой части. Напомним, что глушение также используют и в бой регги.
Данная схема похожа на первый вариант, но в ней отсутствует P.M. То есть бас звучит более свободно и его не нужно глушить ладонью. Пожалуй, этот случай наиболее подходит для начинающего музыканта, потому что в нём отсутствуют сложные приёмы.
Схожа с №3, но посмотрите внимательно на ритм. При игре такого боя создаётся впечатление ковбойской пасторальной музыки. Это происходит за счёт чередования одинарных ударов вниз и удара вниз-вверх.
Повторяет предыдущий вид, но с одним изменением – перед «вниз-вверх» добавлен ещё один «вверх».
Похож на №5, однако вместо первого удара вверх по аккорду предлагается играть басовую 4 струну. Это уже довольно сложный приём, который следует отрабатывать в медленном темпе.
Простой вариант с басом и ударами вниз-вверх.
Здесь впервые используется приём «Hammer-on». Вместо обычного второго баса предлагается сыграть 0-2 таким образом: сначала дёргается открытая струна, затем палец ударяет по нужному ладу.
Здесь нужно только следить за ритмом и играть расслабленно, создавая эффект покачивания на лошади.
В качестве второй басовой струны здесь используем четвёртую.
Пожалуй, наиболее трудный вид боя. Для облегчения задачи предлагаем играть его пальцами таким образом: басы (6,5 и 4) играть большим (6 и 5 – вниз) и указательным (4 – подвздевать снизу вверх) а достроенный аккорд играть средним и безымянным (мизинцем).
Аккорды для отработки техники игры боем кантри. 9 популярных прогрессий
E A E F#m7 B7 E
G C D G D G
G C D C G
G D7 G D7 G
C F C G7 C
G C G A7 D7 G
C Em F C D7 G7 — C Em F C Am G7 C
Am D G C Am D Em G C G
Am G Am G Am
Заключение
Кантри на гитаре – очень разнообразный жанр. Разные техники игры позволяют разнообразить своё исполнение и приблизиться к почти народному американскому искусству.