Лидийский лад. Общая информация
Лидийский лад – натуральный звукоряд, отличающийся от стандартной гаммы поднятой четвертой ступенью. Он имеет мажорное наклонение и в целом выстраивается именно от этой гаммы. Любой музыкант должен выучить лидийский лад для расширения своего диапазона музыкальных фраз и возможностей для аранжировки композиций. В данной статье мы подробно расскажем про него, его специфику, построение и использование в музыке.
Отличия от обычного мажора
Во-первых, лидийский лад отличается наличием повышенной четвертой ступени, в отличие от обычного мажорного звукоряда. Кроме этого, именно данная гамма считается самой радостной, «сверхмажорной». В то же время, для слушателя она может ощущаться незавершенной из-за особенностей тяготения четвертой ступени. Кроме этого, лидийский лад считается параллельным дорийскому.
Как построить лидийский лад
Как уже было сказано выше, за основу лидийского лада берется натуральная мажорная гамма. Разберем построение на примере гаммы Фа-мажор:
F – G – A – Bb – C – D – E
Нас интересует нота Bb, или A#. Нам нужно повысить ее на полтона, и тогда мы получим лидийскую гамму:
F – G – A – B – C – D – E
Читайте также: Миксолидийский лад
Аппликатуры лада
Лидийский лад на гитаре выстраивается по той же самой схеме, что и любая мажорная гамма, но с повышенной четвертой ступенью.
Мы дадим вам пример ее построения от первого лада – в тональности Фа-мажор. Для того чтобы найти лидийскую гамму в любой другой тональности, просто сыграйте тот же самый бокс от нужной вам тоники. Лидийский фа-мажор выглядит так:
Шестая: 1 3
Пятая: 0 – 2 3
Четвертая: 0 – 2 3
Третья: 0 2
Вторая: 0 – 1 3
Первая: 0 – 1 – 3
Зная принцип построения этой гаммы, вы сможете легко найти на гитаре любой лидийский мажор.
Аккорды от лидийского лада
Лидийские аккорды – одни из самых редких среди всех трезвучий от ладов народной музыки. Они могут обозначаться как add#4 или add#11, или же, гораздо реже, просто lyd. Главная особенность этих аккордов – повышенная четвертая ступень. Существует несколько вариантов построения лидийских аккордов
Первый – по схеме I – IV# V.
Это более классический вариант, в котором мы убираем стандартную субдоминанту и подменяем ее четвертой повышенной. Разберем на примере аккорда Фа-мажор. Его стандартная форма выглядит вот так:
F – A – C
Трезвучие же Flyd будет иметь вот такой вид:
F – B – C
Однако, это не единственный вариант лидийского трезвучия. Некоторые источники предлагают следующую схему:
I – III – IV#
То есть, вместо субдоминанты мы меняем доминанту на лидийскую ноту. Таким образом, Flyd будет выглядеть вот так:
F – A – B
Музыка лидийского лада
Сам по себе лидийский лад обладает очень возвышенным, радостным звучанием. Его очень любят различные фьюжн и прогрессив-музыканты. Известный гитарист Стив Вай очень часто играет lyd-аккорды. Кроме этого, лидийский лад можно услышать в следующих композициях:
- King Crimson – Dinosaur
- The Simpsons Theme
- Frank Zappa – Hog Heaven
- Pearl Jam Oceans
Примеры использования в музыке
Если говорить об использовании аккордов лидийского лада в музыке, то лучше всего они звучат на четвертой ступени, поскольку именно к ней относится характерная «лидийская нота». То есть, в обозначенном примере, самым правильным и удачным будет следующий паттерн:
F – Blyd – C – Em
По аналогии с этим примером можно подобрать и другие паттерны. В данном случае очень важно, чтобы лидийским аккордом был тот, который находится на четвертой ступени гаммы.
Однако еще один способ – это ставить lyd-аккорд не там, где он должен быть. Например:
Flyd – B – C – Em.
Это значительно обострит звучание той самой лидийской ноты, и сделает звучание паттерна более насыщенным и характерным.
Кроме этого, лидийский лад можно по-разному комбинировать с другими ладами, например, пентатоникой на гитаре. В данном случае помогут только ваши собственные уши и эксперименты с инструментом.