Эолийский лад. Общая информация
Эолийский лад – это другое название натуральной минорной гаммы, которая является основой для минорной тональности. В своей структуре он ничем не отличается от обычного звукоряда, и выстраивается ровно по таким же принципам. Тем не менее, между эолийским ладом и натуральным минором есть отличия, пусть они и не совсем очевидны обычному музыканту. В данной статье мы подробно расскажем о них, а также то, как выстраивается данный звукоряд и в каких ситуациях его использовать.
Отличия от обычного минора
Для того чтобы лучше понять отличие эолийского лада от натурального минора, нужно понять отличие тонального звукоряда от модального. Говоря простым языком, тональная гамма имеет в себе три основные ступени – тоника, субдоминанта и доминанта – первая, четвертая и пятая ступени. Они тяготеют друг к другу, и стандартная гармоническая прогрессия выглядит как I – IV – V – I: мы начинаем с тоники, после этого идем на субдоминанту, потом – в доминанту, и возвращаемся в тонику. Если вы слышите, что аккорд в композиции хочет «закончить» песню на главном трезвучии тональности – то это и есть доминанта.
Модальный звукоряд отличается тем, что в нем ступени не имеют такой сильной связи относительно друг друга. Внутри него вы можете двигаться так, как хотите, и ваша основная цель – вернуться в тонику, независимо от того, какие ступени были сыграны до этого.
Итак, различие заключается в том, что натуральная минорная гамма – тональная, а эолийский лад – модальный. Соответственно, используя его, вы можете выстраивать в песне очень необычные и странные гармонии, нарушая их функциональный принцип.
По своему звукоряду эолийский лад легче всего построить от гаммы ля-минор – она полностью ей соответствует. То есть, с тоникой Ля, ноты будут выглядеть вот так:
A – B – C – D – E – F – G
Именно опираясь на эолийский лад, вы можете найти и другие народные гаммы – например, дорийский лад.
Аппликатуры эолийского лада
Эолийский лад на гитаре выстраивается ровно по тому же самому боксу, что и обыкновенная минорная гамма.
Для примера мы рассмотрим ту же самую позицию, что существует в гамме ля-минор. Для построения звукоряда от другой тоники просто сдвиньте весь этот бокс на гитарный лад с нужной нотой.
Шестая: 5 – 7 8
Пятая: 5 – 7 8
Четвертая: 5 7
Третья: 4 – 5 7
Вторая: 5 – 6 7
Первая: 5 – 7
Читайте также: Октавы на гитаре
Примеры аккордов
Аккорды эолийского лада на гитаре ни по своей форме, ни по содержанию, не отличаются от обыкновенных аккордов, которые входят в любую минорную тональность. Вам не требуется достраивать никаких ступеней или искать дополнительные ноты – все предельно просто.
Данный лад, как и минорная гамма, допускает создание септаккордов – то есть, достраивание до обычной формы седьмой ступени. Тогда трезвучие будет звучать так же грустно, но более «по-джазовому».
Эолийский лад в музыке
В музыке эолийский лад, так или иначе, применяется везде, где есть минорная тональность. Он часто комбинируется с фригийским ладом, особенно в метал-музыке. Для того чтобы понять, как звучит эолийский лад – вам достаточно просто выучить или послушать любую минорную композицию.
Примеры использования лада
Как уже было сказано выше, гамма эолийского лада может быть использована для обыгрывания гармонии всей песни необычным образом. Поскольку внутри этого лада не важно, через что вы вернетесь в тонику, то и разрешать музыкальные фразы можно очень странными способами. Это может быть интересно для слушателя, поскольку подобный подход способен удивлять или даже сбивать с толку. В остальном, использовать лад стоит как обычную минорную гамму с небольшими поправками на ее модальность.