Гитарные педали эффектов (Часть 2)

Во второй части статьи рассмотрим тоновые эффекты, эффекты модуляции и динамические гейновые эффекты.

Тоновые эффекты

К числу тоновых эффектов относится эквалайзер. Он воздействует на тональные составляющие звука — частоты.

Графический эквалайзер

Эквалайзер позволяет настраивать окраску звучания гитары за счет усиления или ослабления определенных частот. Гитарные эквалайзеры, выполненные в формате педалей эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, которые называются полосами (band). Количество полос в эквалайзере может быть разным, но обычно оно находится в диапазоне от 3 до 10. Для студийной записи и обработки звука нужны более серьезные эквалайзеры, с большим количеством полос. Каждой полосе соответствует определенный диапазон частот.

На панели графического эквалайзера располагаются ползунки, отвечающие за полосы. Каждая такая полоса фиксирована. После настройки эквалайзера, его ползунки напоминают график, поэтому эквалайзеры такого типа и назвали графическими. С помощью каждого ползунка можно повышать или понижать громкость сигнала в соответствующем диапазоне частот. Если ползунок находится по центру, уровень сигнала в ней не изменяется. Если опустить ползунок вниз от нейтрального положения, уровень в этой полосе частот снизится, а если поднять вверх — повысится.

Эффекты модуляции

Модуляционные эффекты могут кардинально изменить звук электрогитары, превратить звучание в какое-то космическое и потустороннее. К этому типа относятся следующие эффекты: хорус (chorus), фленджер (flanger), фэйзер (phase shifter), тремоло (tremolo) и питч-шифтер или октавер (pitch shifter).

Хорус (Chorus)

Хорус — это эффект, который  имитирует  исполнение одной и той же партии несколькими гитарами. Принцип действия в том, что сигнал гитары на входе разделяется на два канала, один канал не изменяется, а другой поступает на линию задержки переменной длительности. При выходе оба канала смешиваются определенными порциями. Звук получается такой легкий и воздушный, ощущение будто бы несколько гитар играет одновременно. Или же что-то похожее на 12-ти струнную гитару.

 

 

Фленжер (Flanger)

Фленжеры могут создавать звучание, подобное хорусу. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки. Но этим возможности фленжеров далеко не исчерпываются — при желании с их помощью можно создать «металлический» эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев самолета. Этот эффект как правило используют на перегрузе. Совместно с хорусом, фленжер включать не рекомендуется.

Читайте также:  Играем He’s a Pirate (Пираты карибского моря)

 

 

 

Фэйзер (Phaser)

Принцип работы этого эффекта следующий: входной сигнал разделяется на два потока. Первый не трогается, а второй поступает на фильтр, который меняет фазы определенных частот на противоположные. Затем оба сигнала смешиваются и подаются на выход. Частоты, находящиеся в противофазе, гасят друг друга и образуются так называемые звуковые «ямы». В частотном спектре возникают максимумы и минимумы, а проявляются они на определённых частотах Также эти впадины перемещаются по спектру. Это главное отличие фэйзера от флэнжера (где воздействию подвержен весь частотный спектр). С помощью этого эффекта можно достигнуть неестественного «синтетического» звучания.

 

Тремоло (Tremolo)

Тремоло — это быстрое и равномерное изменение громкости звука. Некоторые музыканты путают тремоло с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Работу тремоло можно сравнить с постоянным вращением ручки громкости усилителя  при  игре на гитаре. В результате чего звук становится прерывистым. 

 

 

 

 

 Питч-шифтер или октавер (Pitch Shifter)

Эффект сдвига высоты изменяет высоту нот входящего сигнала (спасибо, кэп). Полученный сигнал смешивается с исходным, что дает новое гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Бывают одноголосые и многоголосые питч-шифтеры.

Питч-шифтер имеет два основных параметра:

  • Высота (pitch). Высоту, на которую смещается исходный сигнал. На некоторых устройствах бывает две крутилки высоты. Одна для задания больших интервалов (обычно в полутонах), а другая — для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. При использовании малых значений высоты сдвига можно получить звучание, подобное хорусу, а большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.
  • Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и смещенного сигнала.

Простейшие питч-шифтеры изменяют высоту на заранее заданный интервал. Если, например, вы установили сдвиг высоты на 2 тона (большая терция в музыкальной терминологии), каждая извлекаемая вами нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на 2 тона выше. Но если вы будете играть мажорную гамму, звучание некоторых дополнительных нот не будет гармонировать со звучанием гаммы, потому что интервал смещения фиксирован. А в гамме, как мы знаем, между ступенями бывает интервал и тон и полутон.

Читайте также:  Виды гитарных кабинетов

Интеллектуальные эффекты сдвига высоты позволяют задавать тональность и лад, таким образом процессор автоматически выполняет подстройку интервала.

Динамические гейновые эффекты

Динамические гейновые эффекты это компрессоры и гейты. Они реагируют на уровень сигнала в зависимости от громкости. Другими словами, эти эффекты обрабатывают сигнал зависимости от того, как громко или тихо вы играете.

Компрессор (Compressor)

Компрессор уменьшает различие между самыми тихими и самыми громкими звуками путем ослабления тех, уровень громкости которых превышает заданное пороговое значение. Выходной сигнал можно регулировать по громкости. То есть получается, компрессор сначала все громкие ноты делает тише до определенной громкости, потом весь сигнал делается громче. В результате более тихие ноты начинают звучать громче, а громкие остаются неизменными. Звуковая волна как бы «сплющивается». Подробнее о том как работает компрессор читайте в статье «Компрессор. Принцип работы.».

Компрессоры имеют следующие параметры:

  • Порог (threshold). Уровень сигнала, при достижении которого срабатывает компрессор. Сигналы, уровень которых ниже порогового, не обрабатываются.
  • Степень компрессии (ratio). Степень ослабления сигнала, уровень которого превысил пороговое значение.
  • Время атаки (attack). Время, по истечении которого срабатывает компрессор. Большое значение времени атаки позволяет пропустить без компрессии значительную часть начальной фазы звучания ноты, что в большинстве случаев желательно. Например, если задать маленькое время, то все пики в момент удара медиатором по струне (самая громкая часть ноты) будут сглажены и звук получится более «мыльным».
  • Время затухания (release). Время, в течение которого компрессор продолжает работать после того, как уровень сигнала опустился ниже порогового значения.
  • Выходной уровень (output). Уровень громкости на выходе компрессора.

Гейт (Gate)

Гейты, так же как и компрессоры управляют уровнем сигнала. Но, в отличие от них, они не снижают динамический диапазон, а полностью подавляют любой сигнал, уровень которого ниже заданного порогового значения. Гейты часто называют «Нойз гейтами», потому что в основном их используют, чтобы избавится от фона и шума. Выставляем порог чуть выше уровня фона и гейт не будет его пропускать. Главное не поставить его слишком высоким, иначе будут «съедаться» полезные слишком тихие ноты.

 

 

 

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов