Нет ничего хуже, когда пропадает вдохновение. Играть становится скучно, гитара перестает нравиться больше, чем женщина, да и сам смысл жизни начинает вызывать неудобные вопросы. Если у вас еще такого не было – гарантирую, будет. Подобыне эмоции знакомы не только гитаристам, но и всем творческим людям.
Не все так плохо. Уже придуманы методики разнообразить обучение и игру на гитаре, с которыми легче бороть эту всепоглощающую меланхолию. Если вы открыты для новых идей и рады попробовать что-то новое – это здорово! Вот пара таких идей.
Флажолеты. Они откроют вам новые грани акустической музыки. Попробуйте их, и у вас тут же появится вдохновение! Но для начала стоит послушать музыкантов, которые их использовали, например, Ленни Брэ и Чета Эткинса – тогда вы лучше поймёте, о чём я.
Для акустической гитары более всего удобны октавные флажолеты. Для того, чтобы извлечь флажолет, коснитесь указательным пальцем правой (если вы левша, то левой) руки струны в месте, отстоящем от точки ее прижатия точно на 12 ладов. Например, если струна прижата на 3 ладу, то флажолет будет на 15 ладу. Очень важно коснуться струны точно над ладом, а не перед ним, где обычно прижимают ноты. Прикоснувшись, большим пальцем щипните струну и тут же уберите пальцы.
Что можно делать с флажолетами: найдите запись аккомпанимента в тональность соль (их полно на ютюбе) и играйте под нее гамму соль-мажор с флажолетами. Сразу услышите, как интересно и необычно она звучит. Потом сыграйте знакомую вам известную мелодию с флажолетами. Это поможет наработать технику их игры. А теперь то же самое, но в другой тональности!
Флажолеты – отличное начало для исследований и экспериментов с новым звуком вашей музыки. Они поднимут вам настроение и дадут желание творить.
Открытые и нестандартные строи. Мы уже писали об этом аж целых два раза: как Долли Партон играла на гитаре с длинными ногтями и о нестандартных строях для тяжелой музыки. А сейчас поподробнее расскажем о том, как можно перестроить акустическую гитару.
Нестандартные открытые строи – вещь очень интересная, но немного в себе. С одной стороны, они привязывают вас к себе, провоцируя играть в своих рамках. С другой – то, что в обычном строе очень сложно играть, в открытом становится легко, плюс добавляется особое звучание строя. Вспомним, например, великолепные в своей простоте Bron-Y-Aur и The Rain Song Led Zeppelin, сыгранные в нестандартном строе и ставшие одними из самых атмосферных и эмоционально богатых композиций в истории рок-музыки. Нужно лишь предостеречь от чрезмерного увлечения открытыми строями, если вы недостаточно хорошо умеете играть в обычном. Иначе у вас будет очень много одной стороны и мало другой, и уж тем более не стоит и мечтать о втором Bron-Y-Aur.
Вот несколько популярных нестандартных строев для акустической гитары. Стоит не перебирать их бездумно, а уделить некоторое время каждому, чтобы почувствовать его и освоиться.
Открытый строй соль (D G D G B D): с него можно начать, потому что 2, 3 и 4 струны остались в стандартной настройке. С этим строем хорошо играть слайдом. Неприжатые струны играют аккорд G, отсюда его название.
Строй Csus2 (С G C G C D): симметричный строй, в котором удобно играть октавы без смены позиции. Открытые струны играют аккорд Csus2. Если шестую струну настроить в G, получится строй, в котором была сыграна The Rain Song.
Строй DADGAD ( D A D G A D, как ни странно): открытые струны формируют аккорд Dsus4, с ним легко играть аккорды с открытыми струнами по всему грифу.
Что можно делать с нестандартными строями: выбрать хорошо знакомую композицию для стандартного строя и сыграть ее в нестандартном. Разучить несколько вещей, изначально сыгранных в нестандартном строе. Их можно найти в репертуаре тех же Led Zeppelin. Наконец, сочинить что-то своё для таких строев.
И это только начало! Используйте нестандартные строи и играйте флажолетами, не бойтесь уйти от обычного и привычного. Красота этих двух нехитрых методов даст вам вдохновение, и тогда новые шедевры не заставят себя ждать.