Еще пять способов улучшить звучание гитары в миксе

У нас уже была одна статья о том, как сделать на записи звук гитары толще. А вот еще несколько советов, которые пригодятся, если вы планируете записывать гитарные партии хоть в студии, хоть дома.

Меньше – лучше. Стремясь заставить гитару звучать на записи внушительно, частенько громоздят одну дорожку на другую, даже если там записаны грязноватые партии пауэр-аккордов с недетским перегрузом. И получают в результате нечто, похожее на  стену белого шума, через который нельзя слышать ноты оригинальной мелодии. Прямо противоположный эффект тому, что планировалось.

Так что одна хорошо сыгранная дорожка с правильно накрученным звуком будет лучше шести слабанных кое-как. Здесь меньше – значит больше. Вспомним, как звучит, например, Nirvana. В группе было всего три инструмента – гитара, бас, барабаны, но звук получался очень плотным. А всё потому, что Курт играл хорошо, чисто, а звук был настроен так, чтобы гитара занимала своё верное место в миксе. Партии баса и барабанов тоже не лезли друг на друга, находясь в своих областях частотного спектра. Еще одна супергруппа с тремя музыкантами – Cream. Они славились своим тугим звуком, но не потому, что писали десяток дорожек с гитарами, а потому что играли хорошо.

Двойная запись (овердаббинг). Это когда поверх одной дорожки пишется еще одна. Например, если хочется широкого гитарного звука, записывают одно и то же соло два раза, на две дорожки, а затем разводят панораму одной влево, а другой вправо. Это здорово работает с акустической гитарой. В песне Daft Punk Horizon вступление было записано именно так, а похоже, что играют на одной гитаре, но с широкой стереобазой. С электрогитарой так тоже стоит попробовать, но только если в миксе не происходит больше ничего интересного. Например, можно сделать это во вступлении или в переходах между частями. Но в припеве, где звучит много инструментов, лучше свести эти две дорожки в одну монодорожку и дать остальным элементам композиции наполнить стереопространство.

Накрутим правильный звук. Стремясь заставить гитару звучать на записи внушительно, частенько громоздят одну дорожку на другую, даже если там Гм, я, кажется, уже об этом говорил. Так вот, перед записью нужно настроить правильный звук. И это избавит вас от унылой возни с эквалайзерами после записи. Осторожней с верхами, с ними легко переборщить в усилителе. Поначалу кажется, что они дают яркость и присутствие, но это временная иллюзия. Много верхов дадут ту самую стену белого шума, которую вам меньше всего хочется слышать из своей гитары. Дайте сказать своё слово середине. Именно там живет звук гитары и там он по-настоящему велик. Если на усилителе или педали есть регулятор перегруза, добавьте чуток, только чтобы насытить выходной каскад, и пусть появившаяся наждачка прорезает будущий микс.

Сложим разные звуки. В третий раз повторю, что накладывание стопкой одинаковых гитарных треков только испортит микс. Удивительно, но очень часто при записи поступают именно так – в поисках плотного звука громоздят в центр панорамы один и тот же поганый. Если уж решили накласть, делайте это правильно. Ложите только два годных, живых звука, которые в одиночку сделают десять тех, которые пишут люди предложением выше. Разведите дорожки по стереопанораме чуть в стороны. Звук не будет широким, но он обретёт богатство и цвет.

Для записи дорожек пробуйте разные струны, гитары, педали, настройки усилителя, разные кабинеты, микрофоны и их положения Если играете медиатором, вторую дорожку сыграйте пальцами, и наоборот. Немножко меняйте аккорды. Есть где развернуться.

Овердаббинг акустикой. Не совсем обычный ход, но он хорошо работает везде – от поп-музыки до хард-рока. Просто запишите поверх гитарной дорожки ту же партию на акустике. Отведите ее чуть в сторону и настройте уровень так, чтобы она дополняла первую дорожку. Акустический звук добавит полноту, яркость и естественную чистоту к электрогитаре. А достойная компрессия даст ему сиять сквозь окончательный микс.

Так что дело за вами. Играйте, экспериментируйте, и будет вам.

Эван ОМэлли

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов