Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль

Часто возникает путаница с аккордами B и H. Как правильно и почему путаница. Немного теории. Буквенные обозначения аккордов, как и тональностей и просто звуков возникли в европейской музыке давно. Не то чтобы у меня было плохо с датами. Но думаю, что конкретной даты и нет. Примерно лет четыреста назад, как-то  музыканты договорились и прямо по латинскому  алфавиту начиная с ноты ля обозначили все семь нот A B C D E F G но звуки взяли не по белым клавишам, как мы привыкли, а в тональности фа-мажор

Но в тональности фа-мажор после ля звук си-бемоль. Получилось соответственно:

A      B          C   D   E   F   G ля си-бемоль   до  ре   ми фа соль

Почему так получилось? Что заставило взять звуки фа-мажора? Точно не знаю, но так на века си-бемоль стал обозначаться буквой B. А для обозначения чистого звука си взяли следующую по алфавиту букву H.

Так продолжалось до конца двадцатого века, пока не появились синтезаторы. Японские производители не стали вникать что и почему обозначили буквы по белым клавишам и буква B стала обозначать просто си. А для звука си-бемоль не стали брать лишнюю букву, чтобы не выделяться и обозначать как и все бемоли маленькой b. Так появилось обозначение Bb соответствующее в традиционной системе обозначения просто B.

Иногда встречается даже обозначение Hb несоответствующее никакой системе, видимо для экзотики или, чтобы окончательно запутать.

Для тех, кто получал музыкальное образование B это си-бемоль, а остальным не отягощенным лишними знаниями, удобнее обозначать B просто си, чтобы не использовать лишнюю букву.  Вот и приходится каждый раз разбираться, уточнять какой аккорд имеется ввиду в каждой конкретной записи.

На сайте Песни под гитару система записи традиционная, классическая: си это H, а си-бемоль это B. Не перепутайте

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов