Полвека тому назад Кит Ричардс взял новую гитару Дэна Армстронга, поднял её к глазам и посмотрел сквозь ее корпус на остальных музыкантов Rolling Stones, которые весело махали ему руками. Корпус гитары был прозрачным – он был сделан из пластика. И кроме отличного звука, гитара очень красиво переливалась под сценическими прожекторами. Это была настоящая гитара будущего, и, может, уже тогда дни деревянных инструментов были сочтены?
На самом деле пластиковые гитары появились еще в 30-х годах прошлого века. Фирма Rickenbacker выпускала гитары из бакелита – первого синтетического пластика, который тогда применялся для производства корпусов и прочих частей разной техники и приборов. В 1962 году чикагская компания Valco делала гитары с корпусами из стекловолокна.
А потом подтянулась и фирма Ampeg. Эта нью-йоркская компания работала на музыкальном рынке с 1940-х годов и начинала с басовых звукоснимателей. Её название расшифровывается как amplified peg – усилительная ножка контрабасов, в которую устанавливали микрофон. В 1963 году они смастерили электроконтрабас из стекловолокна. А в 1968 компания начала работать вместе с авторитетным, известным среди музыкантов гитарным мастером Дэном Армстронгом. И тот предложил сделать корпус новой гитары из прозрачного акрилового пластика, которое тогда называли Lucite, а мы именуем оргстеклом. Дэн, по его словам, просто хотел быть как можно более оригинальным и не копировать то, что уже существовало.
И у него получилось действительно круто, потому что мастер не просто создал необычный внешний вид, но и нашел хороший материал для корпуса гитары. Он специально подобрал наиболее жесткий материал, потому что именно такой, по мнению Дэна, даст долгий сустейн. С корпусом пришлось повозиться – он не отливался в форме, а вырезался из куска пластика а затем полировался. Работа была долгой и сложной, но результат стоил того.
В каталоге 1969 года было написано, что акриловый пластик настолько плотный, что глушит почти все нежелательные частоты и вибрации, и что корпус новой гитары почти не требует ухода и на нем нет краски, которая могла бы отвалиться. Инструкция рекомендовала полировать царапины, если таковые появятся, зубной пастой – поистине новое слово в технологиях ухода за гитарами!
Также в ампеговской брошюре были описаны преимущества пластиковых корпусов с точки зрения звука. Благодаря значительной массе корпуса звучание нот очень сильно продлевается, заявляли авторы, старательно избегая при этом словатяжелый.
Кроме самого корпуса, у прозрачных гитар была еще одна интересная особенность. Они были оснащены всего одним звукоснимателем, но зато его можно было легко вынуть из гитары и заменить другим. Выпускались датчики с названиями Рок, Кантри, Джаз, причем все были доступны в более или менее басистой версии. Ампеговцы ведь замахнулись на универсальные гитары, звук которых должен подходить всем музыкантам. Естественно, в одной гитаре сочетать такие требования невозможно, поэтому и было решено выпустить шесть типов звукоснимателей.
К каждой гитаре прилагалось два датчика – Rock Treeble и Country Bass. Остальные продавались как дополнительные аксессуары. Чтобы сменить датчик, нужно было отвинтить маленький винтик сзади гитары, аккуратно выдвинуть датчик из его паза на корпусе и вставить другой – похоже на то, как меняются аккумуляторы в мобильных телефонах. Бас-гитары этой серии были попроще и не позволяли менять звукосниматель, хотя прямыми руками его можно было относительно легко заменить, если сломался. Но зато это был необычный для того времени вертикальный хамбакер.
Пикгард на прозрачных гитарах был тоже изготовлен из пластика под названием Formica, то есть из того, что клеют на мебельные плиты под дерево. Этим же материалом была украшена голова грифа. И стоило всё это пластиковое счастье 290 долларов в 1969 году и уже 340 долларов в 1970.
В 69-ом прозрачную гитару заполучил Кит Ричардс. Судя по белому звукоснимателю, который можно заметить на фотографиях с Китом того времени, то был прототип гитары – у серийных версий датчик был коричневый. С этой шестистрункой Кит провел шесть лет.
Ампеговцы, конечно, были весьма рады вниманию к их новой гитаре со стороны небожителя, и пригласили Кита рекламировать новые инструменты. Светлый образ Кита с Прозрачкой заинтересовал многих музыкантов. Среди тех, кто пробовал её, были Грег Джинн, Сирил Джордан, Аланис Морисетт, Джо Перри, Рэнди Роадс, Рик Ричардс, Джонни Тандер и Том Верлен. Билл Вайман заявил, что акриловая бас-гитара для него слишком тяжелая, но другие не менее именитые музыканты – Джек Брюс, Джизер Батлер и Рик Прайс – не возражали против значительной массы инструмента.
Увы, несмотря на все эти инновации, Прозрачки Дэна Армстронга производились всего год. Консервативные музыканты не оценили прелести музыкального пластика, к тому же цена этих гитар была высока. Дэн закрыл свою мастерскую и от расстройства уехал на несколько лет в Великобританию, Ampeg некоторое время выпускала кое-какие другие его инструменты и электронику. В 1999, 2006 и 2009 годах фирма выпускала переиздание легендарной Прозрачки, для последней, юбилейной, модели звукосниматели сделал Кент, сын Дэна Армстронга. Сам Дэн умер в 2004 году. Его гитары до сих пор выглядят как инструменты будущего, хотя и были придуманы полвека тому назад.