Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строе (и в разных открытых строях). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.
Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.
Все примеры представлены для тональности ля и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной коробочкой. Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.
Дорийская #4 гамма
Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской #11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).
Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band Whipping Post. Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.
- 1 2 b3 #4 5 6 b7
e|——————————5-7-8-|
B|————————5-7-8——-|
G|——————-5-8————-|
D|————-5-7-9——————|
A|——-6-7-9————————|
E|-5-7-8——————————|
Египетская пентатоника
Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.
- 1 2 4 5 b7
e|———————————5—7-|
B|—————————5—8——-|
G|————————7————-|
D|—————5—7—9—————-|
A|———5—7————————-|
E|—5—7——————————-|
Фригийская доминантовая гамма
Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.
- 1 b2 3 4 5 b6 b7
e|——————————5-6-9—|
B|————————5-6-8———|
G|———————6-7—————|
D|—————5-7-8——————|
A|———5-7-8————————|
E|—5-6-9——————————|
Хирайоши – японская гамма
В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином экспериментальном жанре. Звучит классно.
- 1 b2 4 b5 b7
e|———————————5—6-|
B|——————————8——-|
G|————————7—8———-|
D|—————5—7—8—————-|
A|———5—6————————-|
E|—5—6——————————-|
Индийская гамма – эолийская доминантовая
Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.
- 1 2 3 4 5 b6 b7
e|——————————5-7-9-|
B|————————5-6-8——-|
G|——————-6-7————-|
D|————-5-7-9——————|
A|——-5-7-8————————|
E|-5-7-9——————————|
Уменьшенная гамма
Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.
Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.
- 1 2 b3 4 b5 #5 6 7
e|———————————5-7-8-|
B|—————————-6-9——-|
G|———————-5-7-8————|
D|—————-6-7-9——————|
A|———5-6-8-9————————|
E|—5-7-9——————————-|
- 1 b2 b3 b4 b5 5 6 b7
e|———————————5-6-8-|
B|——————————7-8——-|
G|———————5-6-8-9————|
D|—————5-7-8——————-|
A|———6-7-9————————-|
E|-5-6-8-9——————————-|
Персидская гамма
Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем прямом аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.
- 1 b2 3 4 b5 b6 7
e|——————————5-6-9—|
B|—————————6-9———|
G|———————6-7-8————|
D|—————6-7-8——————|
A|———5-6-8————————|
E|—5-6-9——————————|
Двойная гармоническая, или византийская гамма
Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.
- 1 b2 3 4 5 b6 7
e|——————————5-6-9—|
B|————————5-6-9———|
G|———————6-7—————|
D|—————5-7-8——————|
A|———6-7-8————————|
E|—5-6-9——————————|
Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.
- 1 2 b3 #4 5 b6 7
e|——————————5-7-8-|
B|————————5-6-9——-|
G|——————-5-8————-|
D|————-6-7-9——————|
A|——-6-7-8————————|
E|-5-7-8——————————|