Пять странных бас-гитар, о которых вы точно не слышали

Мир четырёх толстых струн не столь разнообразен, как шестиструнный. Во второй половине 20 века гитарные фирмы – и крупные, и небольшие – старались обскакать конкурентов и привлечь покупателей чем-то новеньким. Особо изощрённо производители глумились над бас-гитарами – наверное, думали, что басист не нужен? Получалось у них зачастую так себе.

Вот некоторые артефакты гитаростроения того времени, которые, несмотря на (мягко говоря) странный внешний вид, обрели своих поклонников, среди которых попадались весьма известные музыканты.

Gibson Les Paul Signature Bass. Фото – reverb.com

Gibson Les Paul Signature Bass. Звучит так, как будто это самый крутой заказной инструмент, сделанный специально для Дуэйна Оллмэна или Билли Гиббонса. На самом деле это полуакустический бас, придуманный самим Лесом Полом после его воссоединения с фирмой Gibson в начале 1970-х. Всего в серии Signature было выпущено 1500 гитар и чуть меньше басов, так что все эти инструменты уже считаются коллекционными редкостями. На них установлены низкоимпедансные датчики, которые фирма уже использовала в некоторых моделях своих бас-гитар.

Басы Les Paul Signature периодически появляются в продаже на вторичном рынке и стоят около 3000 долларов (200 тысяч рублей). Но приобщиться к легендарному инструменту можно и за меньшие деньги, купив Epiphone Jack Cassady Signature – переиздание гитары дочерней фирмой Gibson. Эти гитары видели у таких знаменитостей, как Пино Палладино и Мани из Stone Roses. Правда, в магазинах этой модели тоже уже нет.

Ampeg Lucite Bass. Фото – guitarswest.net

Ampeg / Dan Armstrong Lucite Bass похож на скульптуру инсталляцию модерниста в музее современного искусства арта. Сквозь его прозрачный корпус можно любоватся ремнём на штанах бас-гитариста, но звук этого баса ни разу не прозрачный, а наоброт, довольно плотный и с бесконечным сустейном.

Хотя это и не первый пластиковый струнный инструмент (пионерами в этой области были гитары National), именно Lucite стала самой известной акриловой гитарой. Ее создатель – авторитетный гитарный техник из Нью-Йорка Дэн Армстронг. Lucite – одно из торговых названий органического стекла (оно же плексигласс, акрил и ещё множество имен). Армстронг был уверен, что этот материал будет хорошо резонировать и давать долгий сустейн, и оказался прав. В некоторых моделях гитар Lucite можно было быстро менять звукосниматели – они вставлялись в паз корпуса, как аккумуляторы в современные электронные устройства.

Фирма Ampeg, известная своими басовыми усилителями, начала производить бас-гитары Lucite в 1967 году. Их официальные названия, типа ARMB-1, уже никто не помнит, потому что в народе прижились имена Lucite или просто прозрачные. Басы Ampeg Lucite производились всего несколько лет (позже были перевыпуски), и за это время их успели попробовать легендарные музыканты Джизер Батлер и Фил Лайнотт и кое-кто из современных. Сейчас они стоят от 1500 до 3000 долларов, самый редкий и желанный вариант – с темным дымчатым корпусом.

Читайте также:  Как сочинить гитарное соло

S.D.Curlee Bass. Фото – reverb.com

S.D. Curlee Bass. Сейчас это имя забыто, но в своё время они были известны как мастера необычного и не похожего ни на кого дизайна. Фирма S.D. Curlee была основана в Чикаго в 1976 году. Они не выпендривались с супердорогой отделкой и материалами, стараясь делать не очень дорогие и удобные гитары. В истории гитаростроения S.D. Curlee навеки осталась как фирма, первой начавшая лицензионное изготовление гитар в Японии. В то время гиганты типа Gibson судились с японцами из-за копирования теми американских гитар. Первая лицензия на легальное производство стала мягким ответом пиратствующим японским фабрикам (подарившим нам б/у японцев за 500 баксов, да благословят их японские боги шесть раз. – Прим. редактора). На бас-гитаре S.D. Curlee было установлено аж два комплекта хамбакеров-шашечек DiMarzio. И они правда не очень дорогие – сейчас их стоимость меньше 1000 долларов на чуть-чуть.

Rickenbacker 4005. Фото – ronsvintage.com

Rickenbacker 4005. Неуловимый Джо из мира бас-гитар. Их было выпущено очень мало, потому что их никто не хотел покупать. И неудивительно: стоимость гитары была столь же неразумна, как и ее размеры, а пафос дизайна перевешивал и то, и другое, вместе взятое.

4005-я – сеструха-близнец знаменитой полуакустики Rickenbacker 360, тоже пафосной, но все-таки гитары. Толстые струны заставляют полупустой корпус резонировать, как внутренности заброшенного храма в песках Палестины, наполненного сокровищами крестоносцев. Сакральности звуку добавляли гриф из нескольких слоев, каёмка в клеточку и ручка регулировки фильтра, которая убирала из звука то, чего там и так не было. Стоила басуха Rickenbacker 4005 полновесных 10000 долларов, покупателям предлагалось два нормальных варианта расцветок и нечто под названием Lightshow, которое мигало разноцветными лампочками в такт игре (они уже тогда знали о дискотеке 80-х! – Прим.редактора). Сей святой бас-грааль был замечен в руках Ноэля Галлахера и Гедди Ли. Вы тоже можете приложиться к мощам, если у вас есть лишние 600 и более тысяч рублей плюс доставка из Штатов.

Читайте также:  Учимся играть блюз на гитаре — часть 2. Блюзовый ритм и блюзовые аккорды

Gretch 6070. Фото – reverb.com

Gretch 6070 – пустотелая бас-гитара с одним датчиком, еще одна басовая версия полуакустики. На это раз жертвой стала гитара Gretch Country Gentlemаn, на одной из таких играл Чет Эткинс. Под этим же именем она и стала известной среди музыкантов. И – минуууточку! – не похож ли на неё тот самый, незабвенный и болгарский Orfeus Хеброс, на котором ваш покорный редактор, переводчик и хозяин без пяти минут лучшего гитарного сайта RoundWound.ru в детские свои годы учил басовые партии из Hotel California и Time?

Басуха детства Orfeus Хеброс. Фото – www.chelya.ru

Басовый Деревенский дурачок дядюшка тоже был немаленькой гитарой, но создатели позаботились о комфорте музыканта. Сзади корпуса была подушка, дабы не надавить нежный живот бас-гитариста. Спереди установили несколько полочек для отдыха руки. Ради разнообразия звука гитару оснастили переключателем тона единственного датчика и глушилкой струн в угоду звуковой моде того времени. И, наконец, если держать гитару было совсем в лом, к ней можно было приделать штырь и поставить вертикально, как контрабас. Ну почему Fender со своими Jazz и Precision ами не догадался пожалеть бедных музыкантов и приделать к своим басам подушечки и подставки?

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов