Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.
Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют «гитарными героями». Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.
Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.
Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.
Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.
Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:
- Хорошо знать гриф. Вы должны свободно ориентироваться по нему и иметь хороший слух.
- Хорошо знать и разбираться в музыке, которую вы играете. То есть вы не сможете хорошо сыграть джазовое соло, если до этого не вылазили из роковых пентатонических запилов.
- Импровизируйте, пробуйте! Вполне вероятно, что что-то может получиться спонтанно.
Изучаем гаммы и лады
Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.
Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.
Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.
По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.
Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.
Музыкальная теория
Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.
Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.
Многие диванные гитаристы могут утверждать, что изучать теорию не нужно и даже вредно. Аргументы у них одни и те же — «Слэш (здесь любое имя популярной рок звезды) нот не знает, а какие соло сочиняет!» Но кто знает какие усилия он для этого приложил и сколько времени затратил.
Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно «тыкать» а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.
Как сочинить свое гитарное соло
Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.
В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.
Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.
После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.
И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.
Предпоследний этап — прослушка записанных дублей вашего будущего соло, отсекание неудачных моментов. Хорошие кусочки и фразы оставляем и если нужно дорабатываем. Шлифуем соло до идеального!
И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!
Сила импровизации
Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.
Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!
Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.
Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!
Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!