Классический блюз обладает несколькими отличительными признаками:
- шаффл;
- упрощенные аккордовые формы;
- клише структуры песни.
Блюзовый ритм
Типичный блюзовый ритм называется шаффлом. Шаффл представляет собой триоли на 4/4.
На второй доле вместо ноты пауза. Считается так: «Раз – и – два, раз – и – два». Такой ритм является отличительной чертой чикагской школы.
На табулатуре шаффловый ритм выглядит следующим образом:
Ниже представлены примеры шаффла. Кстати, это минусовки, под которые вы можете развивать свой навык импровизации.
Классический блюз играется в размерах 4/4 и 12/8. Но современные блюз-роковые исполнители успешно адаптируют под блюз и 3/4 и 6/8. Например, Джек Уайт со своей версией песни «Love is Blindness».
Блюзовые аккорды
Большинство блюзовых стандартов строится на следующих ступенях:
I (Тоника) – IV (Субдоминанта) – V (Доминанта).
Примером практического применения этой схемы является последовательность аккордов в тональности Ми-минор:
Em – A – H.
Вам необходимо выучить эти три основные ступени для каждой тональности. Так вы решите массу проблем. Например, сможете без проблем играть импровизационные соло в любом ключе.
Но не весь блюз построен на 3 ступенях. Также популярны такие гармонии:
- Em – G – A;
- Hm – G – D – A;
- E – A – E – H7.
Для украшения композиции и придания ей неустойчивого драматичного звучания блюзовые гитаристы используют вместо трезвучий септаккорды, нонаккорды и т.д.
СПРАВКА. О минорных и мажорных блюзовых аккордах
Аккорды создают гармонию песни, которую гитарист обыгрывает на свой вкус. Если вы только начинаете знакомство с блюзом, начните с осмысления простых прогрессий. Например, Am – Dm – Em – E7. Это все та же последовательность тоника – субдоминанта – доминанта. Попробуйте разные позиции для этих аккордов и разный стиль игры.
Септаккорды, нонаккорды, 11 и 13 аккорды
От других жанров музыки блюз отличается активным применением аккордовых вариаций. В классических произведениях вы встретите септаккорды, нонаккорды и 11 и 13 аккорды. Применение этих созвучий позволяет создать то самое блюзовое настроение в песне.
Выполните небольшое упражнение. Сыграйте на гитаре 2 последовательности.
Сначала Am – Dm – Em – E.
Затем Am7 – Dm7 – Em7 – E7.
Вторая последовательность звучит намного более драматично, но одновременно незавершенно.
Используйте это знание в своем творчестве. Добавляйте септаккорды для нагнетания атмосферы, но не пытайтесь построить на них всю песню. Иначе будет создаваться впечатление недосказанности и незавершенности композиции.
Аккорды в виде баррэ. Система CAGED
Блюз – это музыка, в которой классические открытые позиции аккордов почти не используются. Блюзмены постоянно играют с приемом баррэ. Это позволяет им по-разному обыгрывать одни и те же аккорды, чередовать позиции для нужного звучания песни.
Существует 5 форм (для мажора и минора) для того, чтобы сыграть любой аккорд на гитаре:
- форма до
- форма ля
- форма соль
- форма ми
- форма ре
Такая система называется CAGED – по латинским буквам, обозначающим созвучия.
Ниже представлены аппликатуры аккордов Ми-минор и Ми-мажор в каждой из 5 форм. Аналогично им строятся аппликатуры и для остальных аккордов.
Знание системы CAGED позволяет сыграть нужный аккорд в любой позиции и от любой ноты. Чтобы пользоваться этой системой, вы должны знать расположение всех нот на гитарном грифе.
СОВЕТ. О системе CAGED, пентатонике и соло
Вы почти никогда не будете играть аккорды во всех 5 формах. Вам вполне хватит знания открытой позиции и баррэ. Но система CAGED нужна для изучения пентатоники, которая, в свою очередь, является основой блюзового соло и импровизации.
Если вы хотите не только играть блюзовые квадраты, но и придумывать собственные соло, то добавьте в свои занятия на гитаре изучение этой системы.
3 аккорда на всем грифе гитары
Еще одним способом обыграть аккорды в блюзе является применение трезвучий вместо полноценных аппликатур. Этот способ позволяет легко перемещаться между боксами пентатоники.
Трезвучия играются на 3 струнах. Чаще всего первых или последних.
Ниже в табулатуре изображены формы трезвучий для Ля-минора (Am). Сыграйте их под метроном. Сделайте вывод о различии в нюансах звучания.
Что такое блюзовый рифф? Простые примеры блюзовых риффов
Рифф – это короткая музыкальная повторяющаяся фраза. Те фрагменты песен, которые вы играете в музыкальном магазине при покупке гитары, и есть рифы.
На риффах построена большая часть музыки. Среди самых знаменитых «Smoke on the water», «Back in Black», «Enter Sandman».
Не менее значимы риффы в блюзе. Традиционно они, как и аккорды, также строятся по схеме I – IV – V с обыгрыванием этой последовательности.
На видео ниже вы найдете 50 лучших риффов в истории блюза.
Скачать архив Блюзовые риффы
12 тактовая блюзовая прогрессия
Одним из главных блюзовых клише является использование 12 тактовой прогрессии при построении песен.
То есть вместо 8 в куплете блюзовой композиции 12 тактов. «Лишние» 4 такта образуются из-за повторения первой строчки. Причем повторяться могут отдельно как слова, так и музыкальная фраза.
Все 12 тактов строятся на обычной блюзовой последовательности
тоника – субдоминанта – доминанта.
Хотя иногда могут добавляться повышенные или пониженные ступени.
Примерами 12-тактового блюза могут служить песни JJ Cale – «Cocaine», BB King – «Thrill Is Gone», Чиж – «Перекресток», Зоопарк – «Blues de Moscou».
На рисунке ниже разбор 1 куплета песни «Перекресток». Обратите внимание на аккорд Bb7. Это повышенная V ступень. Это созвучие добавляет фразе резкости.