Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Содержание

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:

Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:

Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Возьмите гитару.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Обратите внимание!

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).

Читайте также:  Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).

Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.

Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).

Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.

Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).

Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры  Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.

Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.

Боксы тональности Ре-мажор
Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность — Ля-минор (Am).

Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность — Ми-минор (Em).

Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Читайте также:  Как играть блюз на гитаре

Тональность  Ми-минор (Em).

Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.

Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.

Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность — Ля-минор (Am).

Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

  • блюзе;
  • джазе;
  • роке;
  • металле.

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.

Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.

Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.

Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).

Пентатоника в метале

Советы начинающим

  1. Выучите аппликатуры боксов наизусть.
  2. Запомните, где расположены тоники. Это поможет вам строить гамму от любой точки на грифе.
  3. Занимайтесь под метроном. Всегда начинайте с темпа 50-60 bpm. Темп увеличивайте, только добившись идеального исполнения на предыдущей скорости.
  4. Записывайте свои занятия. Так вы сможете оценивать качество исполнения и анализировать свои ошибки.
  5. Играйте упражнения переменным штрихом. Переменный штрих — основа звукоизвлечения для электрогитары. Также игра переменным штрихом полезна для развития подвижности кисти правой руки.
  6. Выучите расположение всех нот на грифе.
  7. Даже простые упражнения отрабатывайте под бэкинг-трек. Так вы научитесь аккомпанировать другому инструменту, самостоятельно составлять фразы и обыгрывать их.
  8. Выучите интервалы. Так вы научитесь лучше понимать строение музыкального произведения и предугадывать его развитие.
  9. Следите за звукоизвлечением.

Что послушать

  • Metallica – Nothing Else Matters
  • Eric Clapton – Layla
  • ZZ Top – I Gotsta Get Paid
  • B. King – The Thrill is Gone
  • Joe Bonamassa Drive
Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов