В среде гитаристов-любителей бытует мнение, что знать теорию музыки совсем необязательно и даже вредно. И объясняют они это тем, что музыка должна литься «из души» и знание каких-то правил и законов может негативно отразиться на формировании собственного уникального стиля музыканта. Я же считаю, что это в корне неверно. Во-первых, лишние знания еще никому не помешали, а во-вторых, чтобы хоть как-то сносно понимать что играешь, так и так придется знать основы теории музыки. Да и, например, в группе общаться с человеком сразу становится проще.
Звукоряд и музыкальный строй
В этой статье я расскажу о самых-самых основах музыкальной теории, которые должен знать каждый гитарист. В первой части поговорим в целом о звуках и ритмике.
Вся музыка — это последовательность звуков.
Звук — это физическое явление, порождаемое звуковыми волнами. Эти волны могут быть различной частоты. Частота влияет на высоту звука.
Высота звука — характеристика звука, показывающая частоту колебаний звуковой волны. Чем выше частота, тем выше звук. В музыке используются звуки, основная частота которых 16-5000 Гц (колебаний в секунду).
Чтобы не привязываться к значению частоты звука, ввели такое понятие как нота. Нота — это графическое изображение музыкального звука.
Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности — ступенью звукоряда. В музыке, как правило, используются 88 звуков, различаемых по высоте. Основным ступеням звукоряда присвоены семь самостоятельных названий-нот: До (C), Ре (D), Ми (E), Фа (F), Соль (G), Ля (A), Си (B). Эти семь основных звуков периодически повторяются, охватывая весь звукоряд. Это происходит потому что каждый восьмой звук повторяет первый, но на удвоенной частоте. Часть звукоряда, в состав которой входят все семь основных ступеней, называется октавой.
Каждая октава состоит из 12 звуков или 12 равных частей, интервал между которыми называется полутоном. Такой строй называется темперированным. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном.
Каждая основная ступень может быть повышена или понижена. Названия полученных производных ступеней происходят от основных. Повышение основной ступени на полтона называется диез (#), понижение — бемоль (Ь). Пример: Ля-диез (A#), Ми-бемоль (Eb).
В таблице указаны соответствия частот всем 12 звукам в каждой октаве.
Частота, Гц | Суб-контp- | Контp- | Большая | Малая | 1.00 | 2.00 | 3.00 | 4.00 | 5.00 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Hота | октава | октава | октава | октава | октава | октава | октава | октава | октава | |
До | C | 32.70 | 65.41 | 130.82 | 261.63 | 523.25 | 1046.50 | 2093.00 | 4186.00 | |
До-диез | C# | 34.65 | 69.30 | 138.59 | 277.18 | 554.36 | 1108.70 | 2217.40 | 4434.80 | |
Ре | D | 36.95 | 73.91 | 147.83 | 293.66 | 587.32 | 1174.60 | 2349.20 | 4698.40 | |
Ре-диез | D# | 38.88 | 77.78 | 155.56 | 311.13 | 622.26 | 1244.50 | 2489.00 | 4978.00 | |
Ми | E | 20.61 | 41.21 | 82.41 | 164.81 | 329.63 | 659.26 | 1318.50 | 2637.00 | 5274.00 |
Фа | F | 21.82 | 43.65 | 87.31 | 174.62 | 349.23 | 698.46 | 1396.90 | 2793.80 | |
Фа-диез | F# | 23.12 | 46.25 | 92.50 | 185.00 | 369.99 | 739.98 | 1480.00 | 2960.00 | |
Соль | G | 24.50 | 49.00 | 98.00 | 196.00 | 392.00 | 784.00 | 1568.00 | 3136.00 | |
Соль-диез | G# | 25.95 | 51.90 | 103.80 | 207.00 | 415.30 | 830.60 | 1661.20 | 3332.40 | |
Ля | A | 27.50 | 55.00 | 110.00 | 220.00 | 440.00 | 880.00 | 1720.00 | 3440.00 | |
Ля-Диез | A# | 29.13 | 58.26 | 116.54 | 233.08 | 466.16 | 932.32 | 1864.60 | 3729.20 | |
Си | B | 30.87 | 61.74 | 123.48 | 246.96 | 493.88 | 987.75 | 1975.50 | 3951.00 |
И, конечно, расположение нот на грифе гитары:
В стандартном строе, самая низкая нота это Ми большой октавы. После 12 лада, расположение нот повторяется. Все звуки на октаву выше.
Ритмика, метр, длительности нот
Звук, или будем говорить нота, как мы знаем имеет длительность звучания. Есть более долго звучащие ноты, а есть более короткие. В музыке длительность нот имеет не абсолютное значение, а относительное (привязанное к метру).
Метр — равномерное чередование сильных и слабых долей. Есть такое устройство, которое называется метроном. Суть его в том, что он просто тикает, через равные промежутки времени. Скорость тикания можно задать самому и она называется темпом. Один тик — это одна доля в метре. Измеряется темп в ударах в минуту (УВМ или BPM — beats per minute) Обычные часы, по сути, это частный случай метронома с фиксированной скоростью, которая составляет 60 тиков или ударов в минуту (потому что в минуте 60 секунд).
Сильная доля — это ударная доля или более громкая, по отношению к слабой. Чтобы понять какие доли сильные, а какие слабые, обратимся к примеру. Услышав любимую композицию, вам хочется топать ногой ей в такт. В тот момент, когда ваша нога ударяет по полу, говорят, что звучит сильная доля. А когда нога поднимается с пола, говорят, что звучит слабая. Считать можно 1-и-2-и-3-и-4-и. На цифру мы топаем — сильная доля, а на «и» поднимаем ногу — слабая доля. Самая сильная доля идет на первую цифру. Так мы плавно переходим к понятию музыкального такта.
Такт — отрезок музыкального произведения от одной самой сильной доли до следующей. В нотном письме и табулатуре обозначается вертикальной чертой.
Тактовый размер — цифры в виде дроби, которые показывают размер такта. Числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей. Самый популярный тактовый размер в современной музыке это 4/4 — четыре доли, каждая из которых это четверть ноты. Вальс, например, это 3/4 — три доли, каждая из которых четверть. 5/8 — пять долей, каждая из которых это восьмая доля ноты. Ну и так далее.