Наверно каждый начинающий гитарист в своих мечтаниях представляет себя на сцене, играющим какое-нибудь красивое соло. Бывает, смотришь на таких гигантов, как Сатриани, Мальмстина или Зака Вайлда и думаешь, как у них с такой простотой и легкостью двигаются пальцы по грифу. Вроде бы и ничего сложного в этом нет… В итоге, садишься за инструмент и понимаешь, что ты полное дно. Но ведь и они когда-то были новичками. Как играть соло и с какой стороны подойти к гитаре, чтобы сделать это максимально быстро и красиво? Давайте начнем с азов и базы, с того, что должен уметь в первую очередь соло гитарист в группе.
В первую очередь, чтобы хорошо играть соло партии, вам несомненно нужно хорошо играть ритм. Без хорошего чувства ритма и четкого звукоизвлечения, вы не сможете нормально сыграть ни одно, даже самое простое соло на гитаре. Поэтому, если ваше звукоизвлечение хромает, ноты получаются жеванными и невнятными, то сначала подтяните свой уровень выше, поиграйте риффы.
Если же вы считаете, что с вашей ритмикой более-менее все хорошо — кстати это довольно просто проверить. Запишите свою игру, какую-нибудь простую партию под метроном и проанализируйте. Звучит ли она хорошо и ровно. Допустим да, все хорошо, что же теперь нужно изучать, чтобы играть соло на гитаре, как профессионал? Начнем с базовых приемов.
Бенд на гитаре
В переводе с английского бенд — «подтяжка». Выполняется подтягиванием струны на ноту или несколько нот. Очень важно тянуть именно до точной ноты, а не «плюс-минус», иначе будет «непопадалово» и вы будете просто фальшивить. Рекомендуется тянуть по грифу вниз, если подтягиваемая струна выше 3-й. И вверх, если струна ниже третьей. Но это просто вопрос удобства. Технику правильного бенда вы можете посмотреть в этом видео:
Хаммер он и пул офф
Это элементы легатной техники. Суть состоит в том, что данными приемами звук извлекается только левой рукой путем удара по струне, либо сдергивания с нее пальца. Хаммер на гитаре — удар, пул офф — сдергивание. Основное, на что нужно обратить внимание при хаммерах и пулах это глушение ненужных струн, а также четкое попадание по струне кончиком пальца. Если не будете глушить, будет очень много гряз, а если будет работать не кончиком пальца, а «мясцом», то звук будет ватным и нечетким. На скорости это будет звучать плохо.
Слайд
Этот прием тоже относится к легатной технике игры на электрогитаре. Заключается он в скольжении пальца с одного лада на другой. В результате звук получается мягким, но в отличие от хамера или пула, он еще и как бы тягучий.
Вибрато на гитаре
Вибрато заключается в попеременном покачивании струны. Простыми словами, это череда микробендов — мы то поттягиваем струну, то ослабляем. В результате чего получается такой «вибрирующий и волнообразный звук». Очень хорошо прием заходит на длинных нотах, когда нужно сделать акцент на ней. С виду техника вибрато кажется довольно простой, но на самом деле это не совсем так. Здесь, как и при любом приеме игры на гитаре, важна четкость и ритмика ваших движений. «Качать» струну нужно в такт песне, иначе будет «дерганная возня».
Вертушки
Это уже не совсем прием, а скорее гитарные фразы. Суть в том, что можно взять одну фразу, зациклить ее и играть несколько раз. В соло очень часто используют вертушки на гитаре, потому что их достаточно просто разогнать (играются шаблонно) и звучать они очень круто. Вертушки очень часто играются в пентатонике (2 ноты на струне) и обычной диатонической гамме (3 ноты на струне). Состоять могут из приемов разной техники, как из стаккатной (удары медиатором), так и легатной (пулы и хаммеры на гитаре).