Известная каждому семиструнная гитара становится лучшим гостем на любом празднике. На этом музыкальном инструменте с почти равным успехом играет новичок и виртуоз. Русская семиструнная гитара известна жителям нашей страны минимум с конца XVIII века. С тех пор музыка под перебор семи струн, романсы и народные песни радуют слух наших соотечественников и любителей музыки всего мира. Сегодня игру на семиструнной гитаре считают народной.
Происхождение семиструнной гитары
По легендам инструмент был изобретен нашим соотечественником Андреем Осиповичем Сихрой. Считается, что он сам написал для нее более 1000 музыкальных произведений. Под аккомпанемент семиструнки десятилетиями звучали русские романсы. В XIX веке старинный инструмент оценили цыгане, которые привезли аксессуар в Южную Америку, подарив второе наименование – «цыганская». Очевидные отличия шестиструнной гитары от семиструнной заключаются в увеличении числа струн на одну нижнюю басовую. Это сокращает варианты исполняемых произведений, но позволяет воспроизводить камерные народные произведения и сложные композиции. Она словно специально создана для русских народных песен.
Впервые на публике перебор струн инструмента произошел в 1793 году. Небольшой концерт состоялся в городе Вильно. Чуть позже Сихра перебрался в Москву, куда он привез и свое произведение.
Другая точка зрения приписывает создание семиструнки уроженцу Чехии Игнацу фон Гельду. Он работал в те же года, что и Сихра в Санкт-Петербурге, Москве. Именно чешский музыкант, преподаватель написал учебное пособие по семиструнной гитаре, преподнеся свой труд Императрице Елизавете Алексеевне.
Инструмент стал очень популярным и известным. На нем мог играть как простой мастеровой, так и дворянин.
Сегодня этот струнный инструмент на профессиональной сцене используется достаточно редко. Его применяют барды, исполняя баллады, песенные композиции. Семиструнную гитару выбирали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Пол Маккартни. Она солирует при исполнении произведений русских композиторов. Звуковой ряд нот отличается романтичностью, мелодикой.
В наше время появилась семиструнная электрогитара. Дополнительная басовая струна извлекает глубокий, яркий звук, формирует оригинальные обновленные аккорды. Они отличаются измененной аппликатурой, служат основой уникального и непривычного для классических видов звучания. Приспособление популярно среди экстремально тяжелых видов музыкальных произведений: экспериментальный метал, джент, различные коры.
Разновидности
За десятилетия развития производители предлагали музыкантам различные разновидности «семиструнки». Всего выпускается три вида гитары.
Особенность – стандартный размер, характерный для классических моделей. Размер звучащей части струны (мензуры) составляет 650 мм.
Имеет несколько меньший размер. Мензура в такой модели – 585 мм, что обеспечивает си-бемоль-мажорное звучание. Относится к списку транспонирующих инструментов, строится ниже на малую терцию. Нотный ряд отображается на тон ниже стандартного. Разница при записи тональности До-мажор в перекладке для терц гитары в Ля-мажор.
Имеет малые размеры. Длина мензуры составляет только 550 мм.
Устройство и комплектация
Русская семиструнка отличается устройством конструкции. В этом музыкальном инструменте используются только металлические струны.
Корпус или барабан выполняется предпочтительно из натуральной древесины. Томный, глубокий звук формирует полый корпус. Внутри устанавливаются деревянные деки. Они размещаются в соответствии с системой Шерцера, которая предполагает параллельное крепление, создавая ребра жесткости.
Корпус изготавливается из двух деревянных дек, соединенных боковыми обечайками. В центре размещается круглое отверстие, называемое розеткой. Прямо под ней устанавливаются кнопки и струны. Верхняя дека выполняется полностью ровной. Нижняя имеет немного выпуклую поверхность.
Отличительной характеристикой русской 7-ки считается способ изготовления и крепления грифа. С барабаном его соединяют винтовые элементы. Путем подкрутки винтов на разный уровень порожек натяжения струн устанавливается на разной высоте, формируя оригинальный звуковой ряд. Чем выше установлен порожек, тем большие усилия требуются при переборе. За счет регулировки высоты удобно настроить семиструнную гитару в зависимости от предпочтений исполнителя. На ладах часто устанавливаются кружочки из перламутра или кости, которых может быть в пределах 19-24.
Национальный русский инструмент оборудован только металлическими элементами. В зависимости от толщины, встречаются следующие наименования:
- самая тонкая – квинта;
- секунда – средней толщины;
- с максимальной толщиной – терция.
На последующих выполняется шелковая обмотка. Поверх нее наматывается металлическая канитель. Каждая последующая струна отличается более низким тоном. Строй и звучание проверяют, играя на струне. Изменение тональности проводится при подкрутке колков. Помочь в настройке может камертон.
Альтернативой раньше были жильные струны. Чаще всего натягивались на дорогие модели ручной работы. В последнее время металл иногда заменяется нейлоном. Это не очень сильно влияет на качество звука.
Музыкальные свойства
Дополнительная нижняя басовая струна формирует оригинальную тональность музыки. Формируется камерное бархатистое звучание, подчеркивающее мелодику песенных композиций.
За счет введения или русским, или чешским музыкантом дополнительной струны формируется оригинальный строй – на октаву ниже традиционного звучания шестиструнной классики (от Ре первой октавы до Ре большой октавы для большой модели). Кварто-терцевый строй формируется в тональности, выполняемой в мажорном звучании, относится к типу смешанных. Диапазон звуковых высот располагается от части большой октавы, через малую, первую и до части второй. Всего охватывает три полных октавы.
При настройке оценивается звучание струны по сравнению с двумя, расположенными рядом. Одна из соседних остается при настройке открытой. Вторая зажимается, устанавливается на определенный выбранный лад. Опорной становится первая. С нее и начинается регулировка.
Важно! Каждый лад на грифе должен быть на полтона ниже соседнего.
Также настройка может выполняться по тюнеру.
Учитывая основную задачу семиструнки (исполнять русскую национальную музыку), изначально основной тональностью стала мажорная. Самая легкая в этом ряду – мажорная Соль. Субдоминантой и доминантой являются мажорные До и Ре. Также используются в минорном ряду от Ми до До. Остальные тональности для русской семиструнной гитары сложны.
Отличия семиструнной гитары от шестиструнной
Русская или цыганская гитара сегодня не очень сильно отличается от своего прообраза – модели с 6 струнами. Ключевой особенностью, как уже упоминалось, является введение дополнительного баса в нижнем ряду, который настраивается в Си контроктаве.
У приспособлений принципиально разный вариант строя:
- Шестиструнка укладывает следующим порядком: ми, си, соль, ре, ля, ми. Что является квартовым строем.
- У семиструнки используются иной уклад: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. Такой вариант строя называется терцевым. Для настройки применяется камертон Ля. Если камертона нет, при регулировке применяется фортепианный звук Ре. Может использоваться баян.
Внимание! Большая часть современных композиций написана для шестиструнки.
Существенные отличия наблюдаются у электрогитар с 6 и 7 струнами на грифе. Нижний бас особенно ценится исполнителями тяжелого металла. В этом случае путем подключения усилителя аккорды для семиструнной гитары становятся яркими, глубокими, насыщенными.
Игра на семиструнной гитаре
Первый урок игры на семиструнной гитаре начинается с получения базовых навыков. Большую роль играет правильная посадка музыканта, как он размещает руки, умеет ли правильно выполнять настройку музыкального ряда.
Играть удобно только сидя. Рекомендуется обязательно подбирать правильно стул, высота которого должна соответствовать росту музыканта. При укладке на ногу верхнее полотно несильно упирается в грудь, располагается на уровне плеча. Играющая рука, обычно правая, упирается в широкую часть корпуса.
Положение тела должно быть устойчивым. Для повышения уровня этой характеристики под ногу, на которую укладывается приспособление, подставляется невысокая скамейка. Для правшей она устанавливается под левую ногу. Левшам удобно ставить под правую. Вторая нога немного отставляется в сторону.
При исполнении на басовые струны размещается большой палец. Остальные пальцы, кроме мизинца, не принимающего участия в игре, движутся по направлению к ладони. Большой палец, не попадая на них, движется навстречу. Чаще всего извлечение звука происходит у нижней части розетки.
При выполнении упражнений на начальном этапе игра ведется на открытых струнах. Такой метод помогает освоить извлечение звуков ударом большого пальца по струнам. Левая рука первое время остается опущенной вдоль тела. Тренировка направлена на развитие навыков активно играющей руки. Ее большой палец устанавливается на 7 струну. Указательный располагается на третьей, средний – на второй, а безымянный – на первой. Чтобы начать играть, потребуется слегка нажимать на струну. Тем временем большой палец соскальзывает вниз, перемещаясь на струну ниже. Одновременно извлекают звуки из «своих» струн остальные пальцы.
Упражнения повторяют, перемещая большой палец до 4 струны. Рекомендуется отрабатывать навыки до тех пор, пока пальцы не запомнят порядок движений.
Начинающие музыканты при обучении могут использовать следующие аккорды:
- С, при котором большой палец размещается на второй струне первого ряда. Трезвучие, которое извлекается при использовании баррэ, располагается на первом ладу.
- При аккорде G играется со свободной левой рукой по пустым струнам.
- Большой палец зажимает 6 басовую струну, когда исполнитель берет аккорд Е.
Могут использоваться Am, Dm, F и H. Расположение пальцев при выполнении указывается в таблице, с которой можно ознакомиться в любых музыкальных учебниках.