От чего же всё-таки зависит звук электрогитары

Я всеми силами стараюсь развеять заблуждения о гитарном дереве. Влияние его на звук инструмента мало по сравнению со всеми остальными элементами системы, поэтому им можно пренебречь. Расскажу, что же на самом деле создает звук электрогитары.

Хотите или нет, но за аксиому придется принять то, что звук электрогитары создается струной и снимается (чем бы вы думали?) звукоснимателем. Так что сам собой напрашивается первый элемент нашей звуковой системы – это струна.

Все гитаристы знают, как различается звук старых и новых струн. Грязь, скопившаяся в углублениях между витками обмотки и на самих струнах, ржавчина, деформация струн, ослабление и износ навивки, усталость металла – все это портит звук. Причём это проявляется не только в пропаже звонкости и яркости. Старые струны могут начать дребезжать, перестают строить и вообще ведут себя непонятно.

Кроме самих струн, на звук влияет и то, как его извлекли. Я не перестаю повторять – 50% звука гитары сосредоточено в руках и голове музыканта. От точности и силы движения медиатора или пальцев зависит атака и первые мгновения звучания струны, а они сильнее всего задают характер звука гитары. В них раскрывается и твэнг телекастера, и стекло стратов, и дж-дж тяжело перегруженной гитары.

Колебания струны ловит звукосниматель. Он, несмотря на простенький внешний вид и несложное устройство – штука весьма хитрая. Вдаваться в теорию конструирования звукоснимателей я не буду. Скажу лишь главное: АЧХ звукоснимателя имеет пик на некоторой частоте. Его высота, центральная частота и ширина определяют окраску звука, то самое стекло и прочие особенности.

Думаю, имеющий уши гитарист без труда услышит разницу между звучанием хамбакера и сингла и между датчиками с разными магнитами и сопротивлениями. Короче, звукосниматель вместе с остальной электроникой внутри гитары очень сильно определяет её звук.

Читайте также:  Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях

Следующий элемент звуковой цепочки – усилитель. Гитарные усилители, как правило, широкополосные (поправьте меня, если это не так). Сами по себе они не сильно окрашивают звук. Замечу, что я не говорю сейчас об эффекте перегрузки каскадов усилителя – он-то сильно меняет характер звука, это и так понятно. Но под окраской я имею в виду сильно нелинейную АЧХ, имеющую один или несколько пиков. Отличный пример окрашивающего звук устройства – педаль Wah-wah, которая представляет собой перестраиваемый полосовой фильтр. Двигающийся туда-сюда по АЧХ педали довольно узкий пик и заставляет гитару квакать и говорить почти по-человечьи. Появление в звуке резкого подъема в узкой области частот и есть окраска звука.

Именно такую характеристику имеют гитарные кабинеты. Это последнее звено нашей цепи. Узкополосные динамики, которые в них ставят, отличаются от тех, что используются в обычных колонках для музыки. Их задача – озвучить гитару и сделать её звук особенным и красивым. Поэтому их АЧХ нелинейна, они не воспроизводят определенные частоты, которых либо вообще нет в гитарном звуке, либо они есть, но нежелательны. В этом можно убедиться, проиграв через гитарный комбик какую-нибудь музыкальную запись. А услышать, как сильно кабинеты меняют характер звука гитары можно в любом программном эмуляторе гитарного оборудования типа Guitar Rig или Amplitube, меняя кабинеты и динамики. Кстати, там можно менять и микрофоны, они тоже влияют на оттенок звука, хотя и не так сильно, как кабинеты. Но это уже особая, студийная магия, не будем в неё углубляться.

Часто значение аппаратуры недооценивают. И напрасно, потому что хороший и грамотно настроенный усилитель сделает хорошим звук любого инструмента, если он не совсем развалился от осознания собственной ничтожности. Но если оборудование плохое, то и самая дорогая гитара станет звучать плоховато. Или вообще не будет, если усилитель сломан (смайл).

Читайте также:  Гамма Ля-Минор на гитаре. Натуральный минор и гармонический минор

Так что, как бы нам ни хотелось ощущать флюиды особого гитарного дерева, высушенного под кроватью прекрасной латиноамериканской (или индонезийской) девственницы , основа электрогитарного звука – электричество и электроника. И пальцы, конечно.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов