Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор
В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.
Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.
Ниже речь пойдет о том, как начинающим гитаристам научиться играть перебором.
Чтение и воспроизведение записанных последовательностей
В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.
Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.
Первый вариант
Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.
Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3
Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.
Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.
Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.
Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.
Второй вариант
Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.
Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).
Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.
Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.
Третий Вариант
Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.
Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.
Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.
В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).
При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.
Сидеть нужно правильно
Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.
Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.
Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:
- сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
- выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
- играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
- под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).
Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.
Постановка правой руки
Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.
Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).
Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):
- Pulgar (большой палец)
- Indice (указательный палец)
- Medio (средний палец)
- Anular безымянный палец
Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы:
- p – шестая струна;
- i – третья;
- m – вторая;
- a – первая.
Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность
Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.
Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.
Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней. [ads-pc-1]
Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.
Извлекать звук можно одним из двух приемов:
- Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
- Tirando (без опоры).
Извлечение звуков с помощью ногтей
Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.
Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.
Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.
По методике знаменитого испанца нужно:
- Захватить струну мягкой стороной фаланги;
- Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
- Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.
Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.
Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.
Практика практика и еще раз практика
Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.
Освоение техники должно проходить в три этапа:
- Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
- Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
- Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.
Разновидности переборов
Для начинающих музыкантов лучше подойдет «шестерка». Сначала поддевается басовая струна (5), затем четвертая, третья, вторая, опять третья и снова четвертая. Схематично это можно изобразить таким рядом номеров: 5 4 3 2 3 4. Способ подходит для многих песен.
Хорошо освоив предыдущую последовательность, можно научиться играть «восьмеркой»: 5 3 2 3 1 3 2 3. Новичку такой вариант может показаться трудным, но руки быстро привыкнут, и будут выполнять действия автоматически.
Если вас не пугает игра в быстром темпе, можно выучить вальсовый вариант. Играется он так: 5 (321) 4 (321). На первый взгляд это просто, но скорость исполнения должна быть высокой.
Сложный, но красивый вариант: (521) 4 3 5 (21) 4 3 (521) 4 3 5 (21) 4 3.
Не многие из новичков сумеют воспроизвести такую последовательность на гитаре, но пробовать стоит.
И так мы завершили теоретическую часть, советуем Вам посмотреть видео по этому уроку и начать практиковаться. Кстати у нас на сайте есть запись специально для новичков. Подборка из четырех красивейших известных композиций на которых вам точно будет не скучно играть Красивые мелодии для начинающих гитаристов