Компрессор. Принцип работы.

 

Компрессор – устройство или прибор, которое предназначено для сжатия динамического диапазона звукового сигнала. Проще говоря, он делает меньше разницу между самым тихим и самым громким звуком, благодаря понижению громкого.

Компрессор имеет несколько основных параметров:

  • Threshold – порог срабатывания компрессора. Показывает минимальный уровень сигнала, при котором компрессор включается.
  • Ratio – степень компрессии. Показывает во сколько раз будет уменьшен уровень сигнала при срабатывании.
  • Attack – атака или время срабатывания. Это время в миллисекундах, которое компрессор «ждет» прежде чем начнет понижать уровень сигнала.
  • Release – время работы компрессора. Это время в миллисекундах, при котором компрессор снижает уровень сигнала.
  • Gain или Output Level – уровень выходного сигнала.

 

Абстрактно представим прибор как человека, сидящего за пультом и крутящего ручку громкости. При достижении сигнала громкости Threshold, человеку нужно время чтобы среагировать (Attack), и он крутит ручку громкости на нужное количество делений (Ratio). И держит он ее в таком положении время равное Release.

Любой звук, например, отдельно взятую ноту, можно поделить на 2 части:

  • Часть атаки. Имеет наибольшую громкость и характерный щелчок. Пример – когда вы бьете по струне
  • Часть затухания – когда звук плавно затухает. Так, например, колебания струны медленно угасают и звук исчезает.

Таким образом, правильно используя компрессор, можно выделить эти части, повышая одну и понижая другую. Например, нам нужно дать бочке (басовый барабан) громкий и четкий пинок, чтоб она «била в лицо». Для этого выделим часть атаки, повысив ее по громкости, а часть затухания понизим. Атака у звука обычно занимает 10-40 мс, поэтому для придания бочки характерного щелчка или пинка, необходимо выставить значение атаки у компрессора не менее 10-20мс, а порог (Threshold) задать ниже максимального уровня звука. Степень компрессии обычно ставится по вкусу в пределах 5:1. Время работы (Release) ставится в зависимости от темпа песни. Весь смысл в том, что релиз должен быть короче, чем звук, который мы обрабатываем компрессором. Иначе компрессор будет продолжать работу даже после затухания первого звука и возможно затронет второй. Особенно это критично в быстрых партиях двойной бочки, когда их удары следуют друг за другом.

Читайте также:  Отсечка через Push-Pull

Частный случай компрессора это лимитер. В этом режиме атака выставляется на ноль, и прибор начинает работать мгновенно. Лимитер используют для выравнивания сигнала по амплитуде, когда нужно убрать пики.В сведении компрессор применяется очень часто. Основное назначение – придание звуку «накачанности» и «перкуссивности», а также выравнивание звука по амплитуде, подрезание пиков сигнала. Именно благодаря компрессии, современные записи звучат так мощно.

Компрессор часто и почти всегда применяют на таких инструментах как барабаны (для подчеркивания атаки), бас и вокал (для выравнивания по амплитуде). На перегруженных гитарах компрессор обычно не применяют ввиду того, что сигнал уже скомпрессирован благодаря эффекту «дисторшн».

 

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов