Продолжаем познавать великую и ужасную теорию музыки. Во второй части поговорим о музыкальных интервалах и о понятиях лад и тональность.
Интервалы
Интервал — это расстояние между двумя последовательно или одновременно звучащими звуками. Звуки, которые звучат последовательно, образуют мелодический интервал, а те, которые звучат одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук называют основанием интервала, а верхний — его вершиной.
Интервал имеет качественную и количественную характеристику. Качественная — это количество тонов и полутонов, составляющих интервал. Тогда как количественная характеристика — это количество ступеней, образующие интервал. Мелодические интервалы делятся на восходящие (второй звук выше, чем первый) и нисходящие (второй звук ниже, чем первый).
Интервалы разделяют на простые (в пределах одной октавы) и составные. Для названия интервалов используют числительные на латинском языке, которые обозначают какая по счету ступень будет вершиной интервала.
Простые интервалы
- Прима
- Секунда
- Терция
- Кварта
- Квинта
- Секста
- Септима
- Октава
Качественная величина, как мы уже говорили, говорит о количестве тонов и полутонов в интервале. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.
Название | Обозначение | Количество тонов |
Чистая прима | ч.1 | 0 |
Малая секунда | м.2 | 0,5 |
Большая секунда | б.2 | 1 |
Малая терция | м.3 | 1,5 |
Большая терция | б.3 | 2 |
Чистая кварта | ч.4 | 2,5 |
Увеличенная кварта | ув.4 | 3 |
Уменьшенная квинта | ум.5 | 3 |
Чистая квинта | ч.5 | 3,5 |
Малая секста | м.6 | 4 |
Большая секста | б.6 | 4,5 |
Малая септима | м.7 | 5 |
Большая септима | б.7 | 5,5 |
Чистая октава | ч.8 | 6 |
Составные интервалы
Расстояние в составных интервалах больше октавы. Также как и простые, они могут быть малыми, большими, увеличенными или уменьшенными.
- нона — 9, секунда через октаву;
- децима — 10, терция через октаву;
- ундецима — 11, кварта через октаву;
- доудецима — 12, квинта через октаву;
- терцдецима — 13, секста через октаву;
- квартдецима — 14, септима через октаву;
- квинтдецима — 15, октава через октаву.
Все интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание. Еще можно сказать, что консонанс — это когда «звучит», а диссонанс «не звучит».
Консонирующие интервалы:
- чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
- чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
- терции и сексты — несовершенный консонанс.
Диссонирующие интервалы:
- секунда;
- септима;
- увеличенная кварта или уменьшенная квинта (тритон, «нота дьявола»).
Хоть и диссонирующие интервалы дают очень резкое звучание, порой даже неприятное, они довольно часто могут использоваться в музыке. Дело в том, что в рамках композиции, такие интервалы могут быть очень даже к месту, тогда как отдельно в отрыве от контекста, совершенно звучать не будут. Диссонансы могут широко применяться в хеви-метале и других экстремальных направлениях музыки.
Лад и тональность
Лад — система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Проще говоря, это последовательность звуков, построенная по определенному закону. В настоящее время самыми популярными в музыке являются мажорный и минорный лады. Эти лады также называют диатоническими.
Мажорный лад — это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Простыми словами, он звучит весело, торжественно. Строится мажорный лад по следующей формуле:
б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
Минорный лад — лад, устойчивые звуки которого образуют минорное или малое трезвучие. Минор звучит грустно, тревожно. Минорный лад строится по следующей формуле:
б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Тоники обозначены красными точками.
Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.
Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный
Синие точки — повышенная седьмая ступень, зеленые точки — повышенная шестая и красные точки — тоника.
Диатонические лады состоят из 7 звуков, которые называют ступенями лада. Расположение звуков лада в порядке увеличения высоты называется гаммой. Ступени гаммы или лада имеют цифровое и словесное названия:
- I ступень — тоника (Т);
- II ступень — нисходящий вводный звук;
- III ступень — медианта;
- IV ступень — субдоминанта (S);
- V ступень — доминанта (D);
- VI ступень — субмедианта;
- VII ступень — восходящий вводный звук.
Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.
Высота, на которой расположен лад, называют тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.
Пентатоника
Отдельно хочу остановится на таком звукоряде, как пентатоника. В свое время, делая первые шаги в обучении игре на гитаре, я много слышал об этом звукоряде. Многие советовали начинать изучение именно с пентатоники ввиду ее простоты и распространенности.
Пентатоника — звукоряд, состоящий из пяти звуков, находящихся в пределах одной октавы, в котором отсутствуют полутоновые интервалы.
Чтобы получить пентатоническую гамму от определенной ноты, просто берем ее мажор или минор и выкидываем определенные ступени:
- для мажорного лада выкидываем IV и VII ступени. Например, До-мажорная пентатоника C D E G A;
- для минорного лада выкидываем II и VI ступени. Например, Ля-минорная пентатоника A C D E G;
И формулы для их построения:
- мажорная пентатоника: б.2, б.2, м.3, б.2;
- минорная пентатоника: м.3, б2, б.2, м.3.
Блюзовая гамма
Если в минорную пентатонику добавить еще одну ноту, отстоящую от тоники на уменьшенную квинту, то мы получим блюзовую гамму. А эта дополнительная ступень будет называться блюзовым тоном.
Синими точками обозначен блюзовый тон.
Про лады я, конечно, рассказал очень вкратце. Не стал говорить о всех натуральных ладах и откуда вообще взялись мажорный и минорный лады. Здесь только самые-самые основы, которые, по-моему мнению, гитарист знать просто обязан. Но тем не менее, исчерпывающую статью про натуральные лады, можно прочитать здесь: Натуральные лады.