Если вы хотите самостоятельно доводить до ума свои треки, не тратя кучу денег на услуги звукорежиссеров, то вам необходим минимальный набор оборудования: качественный аудиоинтерфейс и студийные мониторы.
Купить хороший аппарат недостаточно. Колонки еще нужно правильно расставить, чтобы избежать фазовых искажений при передаче сигнала. Ниже представлены семь простых правил, которые помогут вашему оборудованию лучше справляться со своей задачей.
1. Подберите правильное расстояние до стены
Первое с чего нужно начать – это определить расстояние до стены. Нельзя располагать мониторы в углу помещения и впритык к стене. Так вы получите ненужные резонансы и перекос в частотах: бас будет слышаться намного громче, чем он был записан, а нижняя середина, наоборот, пропадет из микса.
Минимальное расстояние до стены – 5 см. Оптимальное – в пределах 1 м. Идеальное – высчитывается исходя из размеров комнаты и составляет около 30-40% ее длины.
Нельзя ставить громкоговорители в центр комнаты, так вы получите слишком много эха. Также мониторы с задним фазоинвертором не рекомендуется ставить ближе 1 м от стены.
СОВЕТ!
Расположите свое рабочее место возле короткой стены комнаты, чтобы избежать звуковых отражений от стены за спиной.
2. Рассчитайте расстояние до звукоинженера
Мониторы должны быть направлены в голову звукоинженера, то есть стоять под углом к плоскости стены. Угол определяется каждым звукоинженером по своему усмотрению. Новичкам лучше начать с самого популярного варианта, в котором две колонки и звукоинженер образуют равносторонний треугольник, углы которого составляют 60 градусов.
В этом случае рассчитать расстояние до звукорежиссера вам поможет элементарная математика:
где l – искомое расстояние до звукорежиссера, a – расстояние между двумя колонками.
Однако эту формулу нельзя считать единственно верной. Вы можете сесть немного ближе или дальше. Вам в любом случае придется ориентироваться на размеры своей комнаты и, самое главное, собственный слух и вкус.
3. Обязательно соблюдайте симметрию
Вы можете расположить динамики в 10 см от стен и сесть на расстоянии 1,5 м, но вы обязательно должны соблюдать симметрию. Это самое главное правило. Гудящий бас или выпирающую середину можно объяснить музыкальным вкусом или требованиями жанра, но ничем нельзя оправдать перекос в панораме вашего трека.
Симметрия касается не только расположения громкоговорителей относительно звукоинженера. Старайтесь сделать так, чтобы расстояния от каждого монитора до ближайшей стены были одинаковыми.
ВАЖНО!
Следите за тем, чтобы расстояние от передней стены до мониторов не равнялось расстоянию от мониторов до боковых стен. Иначе вы получите стоячие волны и случайные пики в басах.
4. Правильное размещение по высоте
Высота размещения мониторов определяется путем экспериментов. Со временем вы научитесь отстраивать высоту в соответствии со своими особенностями слуха. Если же вы только начинаете путь звукоинженера, то воспользуйтесь следующей подсказкой:
- Если у вас двухполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками низких и высоких частот.
- Если у вас трехполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками средних и высоких частот.
При таком расположении фазовые искажения минимальны.
5. Как лучше разместить мониторы. Горизонтально или вертикально?
Некоторые звукоинженеры предпочитают класть мониторы на бок, чтобы динамики располагались на одной линии. Но если вы не имеете за плечами опыта сведения полутора десятков музыкальных альбомов, то ставьте мониторы вертикально. В конце концов, это их базовая конструкция.
Если вы все же решили начать с экспериментов, то положите колонки так, чтобы басовые динамики оказались внутри.
6. Не ставьте мониторы на стол
Не рекомендуется ставить мониторы прямо на стол. Во-первых, так вы не сможете правильно выставить высоту. А, во-вторых, из-за отражений от стола и его потенциальной вибрации может произойти замыливание звука и потеря частот.
В идеале оборудование должно располагаться за столом на специальных стойках. Если у вас их нет, то в любом случае используйте изолирующие подставки.
7. Акустическая обработка помещения
Итак, допустим вы решили задачу о расположении мониторов в своей комнате. Следующим шагом станет акустическая подготовка помещения. Идеальная схема представлена ниже.
На первых порах можно все сделать немного проще. Если вы только начинаете, то, в первую очередь, позаботьтесь о приобретении басовых ловушек (необязательно на всю высоту стены) и 3-4 листов акустического поролона. Вам придется определить, в каких точках появляются резонансы и разместить там панели. Впоследствии вместе с опытом к вам придет понимание того, что еще нужно будет сделать со своей комнатой, чтобы звук вашего трека был максимально честным и прозрачным.