Гитара Брайана Мэя – лучшая в мире самоделка

Гитаристов, которые играют на самодельных гитарах, почти что нет. Это и понятно – столярное мастерство, да еще и такое тонкое, требует много времени на освоение, поэтому приходится выбирать что-то одно. Тем не менее, одному гитаристу удалось сделать себе гитару, с которой он заслужил всемирную известность и стал одним из самых оригинальных и узнаваемых музыкантов в истории рок-музыки. Это Брайан Мэй, гитарист группы Queen.

Красная особа – так можно перевести название гитары Red Special – прошла с Брайаном путь от начала работы в Queen и никуда не делась от него до cих пор. Она стала одним из символов группы вместе с голосом и неподражаемым артистизмом Фредди Меркьюри.

Самое интересное в этой гитаре то, что она – типичная самоделка, сделанная из доступных и дешёвых (для Великобритании, конечно) материалов без использования дорогих компонентов и инструментов. Более того, вся ее конструкция бросает вызов адептам музыкального дерева и звучащей фурнитуры!

Молодой Брайан Мэй со своейгитарой. Обратите внимание на самодельные звукосниматели с тремя магнитами каждый.
Фото отсюда

Гриф

Гриф гитары Мэй сделал из доски красного дерева, которая лет 200 служила каминной полкой в старом доме друга семьи Мэев. Это единственная деревяшка в гитаре Red Special, которую с натяжкой можно считать гитарным деревом – всё ж таки краснуха многолетней выдержки, просушенная огнем старинного камина Несмотря на аристократическое происхождение, доска была изъедена червями и Брайан с отцом потратили много времени, затыкая чревоточины кусочками спичек.

Карман грифа гитары Red Special. Справа паз для кольца анкерного стержня.
Фото отсюда

Гриф был вклеен в корпус, причем паз под него был длиною в полкорпуса – очень надежное крепление, не что что эти ваши лес-полы. Анкерный стержень был сделан из стального прутка, один его конец был загнут кольцом, которым тот фиксировался внутри грифа, а на другом нарезана резьба. Накладка грифа сделана из дуба – очень необычное дерево для гитары.

Гриф гитары Брайана Мэя. Для 40-летнего инструмента он неплохо держится.
Круглые контакты с проводками – остатки от самодельных звукоснимателей.
Фото отсюда

Корпус

Конструкция корпуса Красной особы приведет в ужас любителя порассуждать о числе кусков в корпусах гитар на форумах. Корпус нашей героини задумывался как полуакустический, Брайан планировал сделать в нем вырезы-эфы, но потом отказался от этой идеи. Мэй хотел, чтобы его гитара легко заводилась от усилителя и позволяла играть с обратной связью, как это делал Джефф Бек.

Корпус гитары Red Special.
Фото отсюда

Центральная часть корпуса, несущая бремя струн, сделана также из дубового бруска, который в прошлой жизни был частью обеденного стола. Бока корпуса – внимание всем, кто любит читать про гитарное дерево: далее последует жуткая ересь! – так вот, боковины сделаны из самого немузыкального материала: мебельного щита из брусков мягкого дерева с фанерой поверх них!

А сверху этот бутерброд покрыт шпоном красного дерева (который, несомненно, добавил в звук теплоту) и залит лаком Rustins под названием Plastic coating (это именно лак, а не листы пластмассы, как может показаться из-за названия. Он сделал звук более резким в миксе, хе-хе).

Красная Особа под рентгеном.
Фото отсюда

Тремоло

Правильнее, конечно, вибрато, но так уж сложилось. Тремоло-система Брайана Мэя тоже полностью самодельная и, как и вся гитара, собственной конструкции семейки Мэев. Бридж балансирует на лезвии ножа, закаленного в кухонной духовке, натяжение струн компенсируется пружинами из мотоциклетного мотора 1928 года выпуска – винтаж! Струны опираются на бридж типа tune-o-matic, но седла на нем не закреплены и держатся только силой самих струн. Их Мэй вытачивал сам, использовав электродрель как подобие токарного станка. Во время концертов Брайан держал в кармане несколько запасных штук на случай, если порвется струна и седло потеряется.

Тремоло гитары Red Special.
Фото отсюда

Ручка тремоло – в прошлом часть велосипедного багажника, а на ее конец насажен кусочек толстой пластиковой вязальной спицы или коклюшки. Интересно, что на предложения запатентовать его идеи Брайан говорил: С патентами такой геморрой, я лучше подарю их миру.

Звукосниматели

Со звукоснимателями отцу и сыну Мэям пришлось повозиться и, в итоге, они стали единственной не-самодельной частью гитары. Поначалу Мэй попытался сделать из сам. Круглые магниты он купил в ближайшем магазине хозтоваров, отец помог ему сделать намоточную машинку со счетчиком витков из велосипедного одометра. Для проверку звукоснимателей их включили в домашний радиоприемник, и они работали!

Ручка тремоло и переключатели звукоснимателей гитары Брайана Мэя

Но Брайан заметил, что при бендах струны издавали странные звуки из-за того, что они двигались вдоль звукоснимателя. Проблема была в ориентации полюсов магнитов, но распилить их или достать другие Брайан не смог. Поэтому он просто купил три звукоснимателя Burns Tri-Sonic, залил их эпоксидкой для того, чтобы уменьшить микрофонный эффект, и установил в свою гитару. Сами по себе эти звукосниматели, конечно, не очень хороши, но мастерство Мэя и, конечно, шестипенсовая монетка, которую тот использовал как медиатор, заставили самодельную Красную Особу петь так, как не поет ни одна гитара.

И что же? Эта самоделка из красного дерева, кусков велосипеда и палок прошла с Брайаном Мэем всю его музыкальную карьеру от второсортных Led Zeppelin, как однажды назвали начинающую группу Queen, до супергруппы, собирающей стадионы, чей звук знают во всем мире. Мэй не менял гитару, и играл на ней почти 40 лет, прежде чем решил отдать ее мастеру Грегу Фраеру на реставрацию. Мастер фотографировал гитару и моменты работы с ней, некоторые из этих фотографий использованы в этой статье. Все фотографии можно посмотреть на сайте мастера.

Брайан Мэй и его Красная Особа
Фото отсюда

Не значит ли всё это, что гитарное дерево, дорогие звукосниматели, звучащие лады и серебряные провода не так важны для музыки, как мастерство гитариста?

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов