Правда и мифы о тёплом ламповом звуке

Мы любим ламповые усилители. Они такие теплые и такие ламповые, что просто устоять невозможно, мимими. Ну а все-таки, почему? Несмотря на то, что все музыканты желают иметь что-нибудь ламповое в своем арсенале, мало кто может внятно ответить, за что он любит лампы. Вот несколько популярных идей о ламповой технике, а правда это или нет – расскажу.

Ламповый усилитель – это круто!

Не совсем так. Современные гитарные усилители на лампах, как правило, очень неплохи. Да и смотрятся они круто, я согласен. И говорить коллегам по дивану, что я играю только в лампу – тоже ништяк, пока не придётся показывать, как ты играешь. И тогда окажется, что крутость-то не в усилителе, а в голове и руках гитариста. Если не умеешь играть – то неважно, какой аппарат и сколько стоит гитара, получится плохо в любом случае.

Ламповая техника звучит лучше?

Строго говоря – нет. Если под лучше-хуже понимать, сколько искажений добавит усилитель в исходный сигнал, лампы проигрывают полупроводникам. Но для гитарного усиления эти искажения – как раз то, что хочется слышать из комбика, так что тут лампы и правда работали очень хорошо пока гитарные инженеры не придумали схемы на транзисторах и микросхемах, которые звучат не хуже.

Теплый ламповый Hi-End как он есть. Стоит всего-то чуть больше трех миллионов рублей Оно вам надо?

А почему для любителей дорогой звуковой аппаратуры класса Hi-End ламповые усилители были и остаются самыми крутыми – нужно спросить у тех, кто им эти лампы продаёт. В их мире кабели имеют направление и требуют прогрева, что с них можно спросить? Не стоит принимать их заявления всерьез, разве что и вы решите заработать на этих заблуждениях немножко денег.

Ламповые усилители однозначно лучше для гитары!

И да, и нет. Да – потому что ламповый усилитель – хоть голова, хоть комбо – вещь сама по себе недешёвая, сделана грамотно, и сложно найти такой, который будет звучать плохо.

Нет – потому что и среди современных полупроводниковых и (о ужас) даже цифровых приборов много очень хорошо звучащих. Стоят они тоже немало, но оправдывают свою цену.

Только лампа научит тебя играть!

Ага, после того, как потратишь ползарплаты на комбик, ты обязан научиться играть. А если серьезно – это правда, но с оговорками, как в предыдущем пункте. Первые гитарные усилители были ламповыми, на них же впервые получили перегруженный звук, который пришелся по вкусу музыкантам и слушателям. Но с техникой следующего поколения на полупроводниках получить такой же красивый перегруз не удалось. Важная особенность ламповых усилителей – чувствительность к динамике звука. Чем тише звучит нота и чем мягче у нее атака, тем менее перегруженной она будет в динамиках. Так можно очень красиво акцентировать отдельные ноты, быстро переходить с грязного звука на чистый, лишь убавив громкость на гитаре. А если усилитель на все манипуляции с гитарой отвечает одинаковое Ж-Ж-Ж, то, и правда, не научишься правильному звукоизвлечению.

Ламповый усилитель в компьютере – Amplitube

Но прогресс не стоит на месте. За последние 50 лет придумали кучу схем с транзисторами и микросхемами, которые так же чувствительны к динамике и отлично подражают известным ламповым усилителям, хотя ламп там нет! Вспоминается, например, знаменитая педаль овердрайва Centaur Klon, про которую говорили, что она звучит чуть ли не лучше лампового каскада. А уж цифровые технологии позволяют точно моделировать все процессы в ламповой схеме и даже на лету менять ее параметры – тип ламп, схему каскадов и т.д.

Ламповые усилители дороже, потому что лампы сложнее транзисторов.

Не-а. Сами по себе ламповые схемы проще. Там не надо городить лишние цепочки, отвечающие за перегруз, ведь лампа и сама хорошо справляется. Но лампы дорогие сами по себе, просто потому что это не массовый товар (как было лет 50 назад), а особый, нужный далеко не всем.

Обмотки выходного трансформатора усилителя Mesa.
Фото отсюда

А ещё там используются весьма хитронамотанные трансформаторы, которые, конечно, не сложнее микросхемы усилителя, но весьма дороги, потому что делаются специально для такой аппаратуры. Конечно, за ламповую теплоту и знаменитую марку тоже нужно доплатить.

Разные лампы звучат по-разному

Да! Этому не верят инженеры, которых учили, что одинаковые компоненты всегда должны иметь характеристики одинаковые, с некоторым, обычно указанным, разбросом. Более того, схемы разрабатываются так, чтобы разброс этих параметров не влиял на свойства схемы. И лампы – не исключение.

Разные гитарные лампы.
Фото отсюда

Но дело в том, что в гитарных усилителях лампы работают в неправильном с точки зрения создателей ламп режиме – там, где начинаются искажения. Ведь считалось, что искажения – это плохо! Поэтому никто и не заботился о том, какие характеристики у ламп за линейной (нормальной рабочей) областью. Оказалось, что лампы одного типа, но разных производителей, по-разному ведут себя при работе в неправильном режиме. Отсюда и разный звук.

Ручная сборка – это круто

Нет. Как раз человек ошибется скорее, чем правильно налаженная машина. Тем не менее, некоторые усилители всё ещё собирают вручную, но не для того, чтобы зарядить аппарат аурой мастера. Как правило, это касается старых, класических моделей, где нет печатных плат. Робот, который сможет правильно обрезать, подогнуть и припаять выводы деталей к контактам в корпусе усилителя (это называется навесной монтаж), будет стоить огромных денег и будет сложным в наладке.

Внутренности классического усилителя Fender Tweed. Такое можно собрать только руками.
Фото отсюда

Поэтому такие схемы собирают вручную, не забыв потом указать на этикетке этот факт и выдать его за особенность, которая стоит лишних денежек. Еще ручная сборка может быть выгодной, если партия приборов совсем мала. Но за столь редкое изделие и так, и эдак придется заплатить много.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов