Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора

Параллельные тональности. Общая информация

Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.

 

Параллельные тональности таблица

Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.

Мажорная тональность

Параллельный минор

Мажорная гамма

Минорная гамма

C

A

C D E F G (A) B A B (C) D E F G

C#

A#

С# D# F F# G# (A#) C A# C (C#) D# F F# G#

D

B

D E F# G A (B) C# B C# (D) E F# G A

E♭

C

E♭ F G A♭ B♭ (C) D C D (E♭) F G A♭ B♭

E

C#

E F# G# A B (C#) D# C# D# (E) F# G# A B

F

D

F G A B♭ C (D) E D E (F) G A B♭ C

F#

D#

F# G# A# B C# (D#) F D# F (F#) G# A# B C#

G

E

G A B C D (E) F# E F# (G) A B C D

A♭

F

A♭ B♭ C D♭ E♭ (F) G F G (A♭) B♭ C D♭ E♭

A

F#

A B C# D E (F#) G# F# G# (A) B C# D E

B♭

G

B♭ C D E♭ F (G) A G A (B♭) C D E♭ F

B

G#

B C# D# E F# (G#) A# G# A# (B) C# D# E F#

Какие тональности считаются параллельными

Параллельные тональности – это ключи, которые имеют внутри себя одинаковые ноты, но только расположенные в разном порядке. То есть, по факту, выучив одну мажорную тональность, вы легко сможете импровизировать в параллельном ей миноре. Самый простой пример здесь – это гамма До-мажор и Ля-минор, ноты, в которых одни и те же, но разная тоника.

Читайте также:  «В руках автомат» разбор на гитаре. Схемы боя и перебора с описанием, табы и аккорды

Не стоит путать параллельные тональности и родственные. Второй тип определяется трезвучиями, которые можно построить на ступенях гаммы отдельного ключа. Каждая тональность имеет шесть родственных, и только одну параллельную.

 

Три вида параллельных тональностей

Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:

Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.

Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.

Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.

В чем отличие параллельных тональностей

Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:

У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.

Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.

Как найти параллельную тональность

Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.

Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.

Читайте также:  Гамма Ми-минор на гитаре. Аппликатуры гамм натурального и гармонического вида

Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.

Использование параллельных тональностей

  1. Теоретическое использование – запоминание нот. Гораздо проще запомнить только мажорную гамму и то, какому ключу она параллельна, чем отдельно учить каждую тональность.
  2. Переход композиции в другое настроение. Из-за того, что ноты внутри параллельных ключей одинаковы, вы можете без проблем поменять тональность, и настроение песни. Конечно, модуляция в этом плане более эффективна, однако вы можете экспериментировать с этим, создавая более интересное музыкальное полотно.
Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов