Несмотря на усилия сайта Roundwound.ru по борьбе с гитарным невежеством и разоблачению мифов о звучащем дереве, еще много начинающих, продолжающих и даже заканчивающих гитаристов всё ещё верят, что на звук электрогитары заметно влияет дерево, из которого та сделана. Что ж, в этот раз мы опровергнем несколько гипотез, которые часто выдвигают наши юные читатели.
На звук гитары влияют все материалы и компоненты гитары
Я таки с этим соглашусь. Неожиданно, да? Но, действительно, на звук влияет всё – и материалы, из которых сделан инструмент, и устройство механики, и качество струн, и настроение музыканта, и температура, давление и влажность воздуха, и уровень солнечного излучения, и гравитация Земли. Но самое важное – оценить, насколько велико влияние всего этого. Например, очевидно, что состояние среды, в которой колеблется струна (то есть откружающего воздуха) влияет на колебания, но влияние это столь мало, что незаметно на фоне гораздо более масштабных процессов. Погрешности звукоизвлечения (нельзя же несколько раз взять одну ноту совершенно одинаково!) с лихвою перебивают флуктуации воздуха и магнитных полей вокруг музыканта. Вклад же материалов гитары в звук оценить сложнее, но я сейчас все объясню.
Электрогитара – не акустический инструмент!
Да, этого не понимают сторонники тонвуда. Ещё раз : электрогитара – не акустический инструмент. Читайте дальше внимательно. Когда очередной любитель гитарного дерева бренчит на ленинградке про маленький плот, он слышит звук корпуса своей акустической гитары. Струны акустической гитары заставляют колебаться деку, она – воздух внутри корпуса, и в итоге получается громкий звук. Но звук электрогитары создается колебаниями струн около сердечников звукоснимателя. Музыкант дергает струну, она начинает колебаться и эти колебания порождают ток в катушках звукоснимателей. Корпус электрогитары, равно как и прочие её части, не участвует в создании звука.
О, вот уже слышу возражения: электрогитара же слышна и неподключенная! Ага, слышна, и слышим мы этот звук своими ушами. Даже микрофон можем поставить и записать этот звук. Но его не слышит магнитный звукосниматель! А ведь именно с него снимается звук. Попробуйте поставить на классическую гитару с нейлоновыми немагнитными струнами электрогитарный звукосниматель и послушать, что он выдаст в усилитель. Даже если там и будет какой-то звук, он утонет в шуме усилительного тракта и наводках от датчика. Но звук корпуса акустической гитары будет громок и прекрасен, если, конечно, музыкант играть умеет. А с электрогитарой то же самое, но наоборот.
Микрофонный эффект?
Есть такое дело, да. Механические колебания воздействуют на витки катушки, они двигаются относительно друг друга и магнитного сердечника и возникает какой-то ток. Микрофонный эффект можно попыться получить, постучав по звукоснимателю подключенной и хорошенько усиленной гитары. Даже если звук и получится, он будет очень тихий по сравнению со звуком струн. Но самое главное в том, что производители звукоснимателей делают все, чтобы уменьшить микрофонный эффект! Например, пропитывают катушки парафином, чтобы витки ни на чуть-чуть не двигались относительно друг друга. Так что в хорошем звукоснимателе микрофонного эффекта нет. Ну или почти нет.
Датчики резонируют вместе с корпусом!
Окей. Если предположить, что звукосниматель и корпус гитары – одно целое, то датчик и правда будет как-то колебаться от того, что струна передает часть своей энергии корпусу. Но попробуйте померить амплитуду колебаний струны гитары. Это несложно – положите под струны линейку, дёрните струну и посмотрите, на каких делениях будут края силуэта звучащей струны. Получится примерно миллиметра четыре. А теперь измерьте амплитуду колебаний корпуса гитары. Что, никак? Нет такой точной линейки? Или микроскоп нужен? Колебания корпуса гитары в десятки, если не сотни раз, меньше, чем колебания струн. Вот вам и их вклад в звук. И это, если не забыли, в идеальных условиях.
Ну а теперь посмотрите, как крепятся звукосниматели к гитарам типа страта или лес пола? Как вы думаете, эти пластиковые накладки, рамочки, винтики и пружинки тоже особые, резонирующие? Иначе как же в дорогих винтажных инструментах так хорошо может звучать дерево, передающее свои сакральные колебания датчикам? Что-то я не припомню, чтобы особо ушастые музыканты решительно объявляли страты незвучащими только потому, что в них нет акустической связи между звукоснимателями и корпусом.
Дешевые гитары в миксе не слышны!!!
Меняйте звукорежиссера, сразу станут слышны. Серьёзно. Любой, еще раз, любой инструмент можно сделать звучащим, грамотно его обработав. И спектр поправить, и компрессию добавить, и прочего. Но при условии, что звук этот извлекается хорошо. Иными словами, если смена звукорежа не помогла – меняйте гитариста. Недожатые струны и вялая атака будет слушаться отвратно независимо от стоимости гитары и музыкальности её дерева.
Справедливости ради нужно отметить, что корреляцию между стоимостью гитары и качеством игры таки можно найти: на хорошо сделанной гитаре играть может быть легче, потому что отстроена она хорошо, струны низко, дребезга нет, фона тоже нет, и т.д. Да и стоимость гитары вместе с логотипом на грифе приятно греют душу гитариста и ускоряют пальцы, тут сомнений нет.
Я слышу дерево!
И при этом никто тольком не может объяснить, что именно особенное он слышит. Чаще всего такие заявления делают при сравнении, например, гитар с активными и пассивными звукоснимателями. И объективно лучший активный звук считают неживым, в то время как пассивный – вот он, родной. Тот самый, с деревом. Прям как аудиофилы с их лампами и пластинками, но та болезнь уже хорошо изучена, поэтому не будем её тут обсуждать.
Для тех, кто всё еще слышит дерево, я предлагаю отличный тест, который раз и навсегда покажет, звучит ли дерево или нет. Нужно записать на хороший конденсаторный микрофон и сравнить (вслепую, конечно) звук разных не подключенных к усилителю гитар. Влияние всей электроники гитары и усилителя будет исключено, останется лишь звучание нашего любимого дерева. И если вдруг окажется, что дерево будет звучать только через усилитель, а в нашем тесте разницы не обнаружится, то, наверное, стоит начать изучать электромагнитные свойства дерева. А там уж и до нобелевки недалеко.
Не устану повторять: дорогие мои маленькие и не очень друзья, прекратите слушать дерево и кабели, начните слушать себя и свои игру. Учитесь усердно и упрямо, и в один прекрасный день услышите, как классно звучит ваша гитара в ваших же руках. А тут и деньги на фирменный инструмент подкопятся, и тогда можете сразу бежать за ним в магазин – заслужили.