Как играть «Полет Шмеля» на гитаре. Краткая информация о разборе мелодии
Опера «Сказка о царе Салтане» подарила миру произведение, которое считается неким спортивным Эверестом для музыканта. Если сыграть Полет Шмеля на гитаре в определённом темпе (чем быстрее, тем лучше), то можно произвести впечатление, как на слушателей, так и на виртуозов. Это своеобразный вызов, который хочет попробовать практически любой музыкант. Стоит сразу отметить – композиция явно не для новичка. Зато, если попробовать хотя бы поверхностно разобрать её, можно набраться бесценного опыта в исполнительстве.
Общая информация по исполнению
Пьеса играется в стандартном испанском строе E. В предложенных Полёт шмеля табы сохранена оригинальная тональность Ля минор.
Предложенный темп 200 bpm. По всему миру Шмеля исполняют в самых разных темпах без ограничений и пределов.
«Полет Шмеля» на гитаре. Разбор и практические советы по исполнению
Каким бы трудным ни казался Полет Шмеля на гитаре, но он представляет собой хроматическую гамму. Поэтому, чтобы развивалась музыкальная память, можно вначале углубиться в изучение именно этого вида гамм.
Хроматическая гамма расположена не по целым тонам, а по полутонам с применением диезов (повышение ноты), бемолей (понижение ноты) и бекаров (отмена предыдущего знака бемоля/диеза). Создаёт определённую окраску звукоряда, которую и «регулируют» знаки альтерации.
Также хроматизмы используются в других известных инструменталах, например, в цыганочке на гитаре.
Для повышения эффективности стоит брать маленькие фразы по одному такту или даже по половине такта, так как в пределах четырёх четвертей в произведении присутствует много нот. Не стоит гнаться за количеством выученного материала. Особенно вначале важным моментом станет расположение аппликатуры пальцев. Это основополагающий момент для исполнения композиции.
Разумеется, интерлюдия Римского-Корсакова это не то произведение, которое нужно пытаться сыграть в темпе сразу. Приготовьтесь к долгой и тяжёлой работе – здесь никаких скидок делать не приходится. Начинайте очень медленно. Данное произведение должно «въесться» в пальцы и буквально стать родным. Только при этом условии можно рассчитывать на постепенное увеличение bpm. Начинать следует с того темпа, который вам удобен минус ещё 10 ударов. Это поможет досконально разобраться с перестановкой пальцев по грифу.
Основная фишка Шмеля – это не только скоростное, но и ровное исполнение. Все исполняемые ноты должны чётко укладываться во временной промежуток. Поэтому используйте метроном онлайн, который можно открыть прямо на нашем сайте.
Полёт шмеля на гитаре требует чёткой аппликатуры. Так как чаще всего здесь идут нисходящие хроматизмы, то рекомендуется использовать последовательность пальцев 4-3-2-1 (мизинец-безымянный-средний-указательный соответственно).
Используйте подмену пальцев. Возьмём первый такт Полёт шмеля табы (12-11-10-9 10-9-8-7…). Пальцы буквально должны запомнить скачок мизинца на место среднего после снятия указательного. То есть по аппликатуре 4-3-2-1: когда вы снимаете указательный с 9 лада первой струны на место среднего (10 лад первая струна) перепрыгивает мизинец, и так далее по тексту.
Когда начинается основная тема собственно «полёта», аппликатура остаётся прежняя, только меняются позиции на грифе. Вместо первой струны, используются 3, 4 и 5. Обратите внимание на открытые струны – их извлечение не должно затормаживать переброс пальцев с одной позиции на другую.
Шмель играется медиатором, как на электрогитаре, так и на акустической. Как и большинство скоростных (или как их часто называют «шредерских») соло его исполняют переменным штрихом. Кстати, эта пьеса – отличное упражнение для отработки данного приёма. Для того, чтобы звуки струн гитары начали звучать, как и задумывалось, как настоящий полёт насекомого с жужжанием крыльев, нужно задевать кончиком медиатора струны движением «вниз-вверх». При этом основная работа идёт кистевым суставом, пальцы практически неподвижны (крепко держат медиатор).
Хотя композиция быстрая, и кажется, что за скоростью исполнения удастся скрыть недочёты, это не так. Одна-две не проигранные смазанные ноты не испортят общей картины. Но если это не 1-2 ноты за такт. Поэтому сразу играйте аккуратно. Медленный разбор поможет скоординировать левую и правую руки. Когда вы уже начнёте играть отрывки уверенно, и с позиционной перестановкой пальцев не будет проблем – прибавьте темп на 10-20 bpm.
Заниматься желательно ежедневно. Мышцы запомнят, пальцы будут играть автоматически. Если вы поставили себе цель сыграть данную пьесу – то приготовьтесь к длительной и кропотливой работе. Всё-таки это одно из самых сложных и скоростных произведений.
«Полет Шмеля» табы GTP
Выше предложены табы основной темы – укороченный вариант. Полную версию Полет Шмеля и другие табы GTP можно скачать ниже. Если вы будете разучивать другие аранжировки, к примеру, Виктора Зинчука, то рекомендуем также использовать наши советы, т.к. они универсальны для данного произведения.
- polet_shmelya_full_vers.gp4 (полная версия) — Скачать (6 Kb)
- polet_shmelya_arr_dimick.gp5 — Скачать (55 Kb)
- zinchuk_viktor-polet_shmelya.gp4 — Скачать (18 Kb)
Чему можно научиться в данной композиции
Сочетание сразу нескольких приёмов принесёт большую пользу, как начинающему, так и опытному гитаристу. Если играть правильно и аккуратно, можно значительно подтянуть свою технику исполнения.
Преодолевая скоростные пороги и заставляя голову и руки работать в усиленном режиме, вы можете неслабо прокачать свои «скиллы». Подобная практика может пригодиться для исполнения металических соло.
Ключевой момент пьесы – умение сыграть её до конца в необходимом темпе. Это как марафонский забег, который тренируется спортсменом на протяжении длительного времени. Вот и вашим рукам придётся заняться гитарным спортом.