Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве

Современная коммерческая песня – это микс из множества записанных дорожек. Задача звукорежиссера – сложить звуки в единое полотно и правильно расположить их в панораме. От этого зависит итоговое звучание композиции и ее восприятие слушателем.

Грамотно выстроенное виртуальное пространство позволяет треку звучать объемно и натурально. И, наоборот, композиции с плохим панорамированием звучат плоско и неестественно.

Как слышит человек

Человек получает информацию о звуках окружающего мира с помощью своих ушей. Далее полученная информация поступает в мозг. Там она обрабатывается и преобразуется в готовую звуковую картину.

При этом мозг располагает звуки в пространстве вокруг человека. То есть создает объемную панораму окружающего мира.

От каждого уха мозг получает информацию отдельно, а затем полученные данные складываются. Это дает интересный эффект. Если вы сядете перед двумя колонками на равном расстоянии от каждой из них, то у вас будет ощущение, что звук формируется не слева и справа, а прямо перед вашим лицом.

ИНТЕРЕСНО. О звуках в пространстве, клавиатуре фортепиано и частотах эквалайзера.

Человеческий мозг предполагает, что низкие звуки располагаются в пространстве слева, а высокие ‑ справа. Если вы посмотрите на клавиатуру фортепиано, то увидите, что в левой части расположены клавиши низких нот, а справа — высоких. Точно на также изображаются частоты на эквалайзере: слева ‑ басы, справа ‑ верха.

Как было раньше

Панорамирование — это не изобретение эпохи звукозаписи.

Музыканты в оркестре всегда располагаются каждый на своем определенном месте. Так, например, ударные инструменты почти всегда находятся в центре панорамы, но позади солирующих инструментов. Струнные и духовые расположены слева и справа. Вокалист или другой ведущий инструмент располагаются в центре авансцены.

Расположение инструментов в классическом оркестре

С развитием звукозаписи появилась необходимость расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве, чтобы композиция воспринималась как при живом исполнении.

В середине прошлого столетия технические средства не позволяли записывать несколько дорожек. Все инструменты записывались одновременно. Поэтому музыканты располагались на разном расстоянии от микрофона. Так были сделаны классические записи Майлза Дэвиса, Хаулина Вулфа и многих других артистов.

Запись инструментов в середине прошлого века
Читайте также:  Гитарный строй. Или Почему нот 7, а струн всего 6?

Сейчас для одного трека музыканты записывают множество дорожек. Из этих дорожек звукорежиссер уже собирает готовую композицию.

Задачи панорамирования и их решение

Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.

При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:

  • как расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве;
  • как сохранить читаемость каждого инструмента и не потерять плотность звучания;
  • как сбалансировать панораму, чтобы не было «перекоса» в правый или левый канал.

Расположение инструментов

Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.

Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.

Схема панорамирования в рок-песнях

Дальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.

Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.

Частотный баланс

При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:

  • за нижние частоты отвечают бас и бочка;
  • за середину — вокал, рабочий барабан, ритм-гитары, клавиши, струнные, духовые;
  • за верхние частоты «железо», вокал и солирующие инструменты.

Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.

ВАЖНО! О громкости и середине.

В работе учитывайте тот факт, что добавление средних частот воспринимается как увеличение громкости трека.

Баланс панорамы

Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.

Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.

Пример сбалансированного звучания обоих каналов

Панорамирование инструментов с позиции слушателя

Существует два способа панорамирования музыкальной записи: с позиции слушателя и исполнителя.

Цель панорамирования с позиции слушателя — передать атмосферу концертного выступления. При этом способе панорама создается таким образом, чтобы слушатель находился как бы перед виртуальным пространством.

Читайте также:  Настройка бас-гитары

Схематично это можно изобразить так:

Схематичное изображение панорамирования с позиции слушателя

Это самый распространенный способ создания панорамы. Его преимущества в том, что слушатель получает максимально плотный и грувовый микс. Ширина панорамы оптимальна. Звуки не сконцентрированы в одном месте, но и не находятся слишком далеко друг от друга.

99% современной популярной музыки (рок, поп, рэп) звучит именно так.

Панорамирование с позиции исполнителя

Цель панорамирования с позиции исполнителя — дать слушателю ощущение участия в концерте.

Панорама создается таким образом, чтобы слушатель как будто бы находился на сцене вместе с другими музыкантами.

Схематично это выглядит следующим образом:

Схематичное изображение панорамирования с позиции исполнителя

Центром звуковой картины становится вокал или солирующий инструмент. Отличительной особенностью трека с панорамированием с позиции исполнителя является ощущение, что вокалист стоит прямо за вашей спиной. Вы как будто затылком слышите его.

Панорамированием с позиции исполнителя создаются записи джазовых и классических оркестров, а также записи формата live in studio.

Прекрасным примером панорамирования с позиции исполнителя являются работы Ника Кейва «Oh Children», «Higgs Boson Blues», «Abbatoir Blues».

Советы правильного панорамирования

Аналоговая консоль для микширования треков

Панорамирование, как и все, что связано с музыкой, это творческий процесс. Никаких непреложных законов в этом деле нет. На десятках культовых записей панорама не соответствует общепринятым стандартам. Послушайте, например, «Come Together» или «Paranoid».

Тем не менее, существуют устоявшиеся принципы панорамирования. Поначалу следуйте им.

  1. В центре микса располагайте бас, бочку и снэйр. Бас и барабаны создают грув и пульсацию трека. Если вы разведете их по каналам, то композиция не будет звучать плотно и мощно.
  2. В центре микса располагайте лид-вокал и солирующие инструменты. Вокал и соло передают основной смысл песни.
  3. Следите за частотами. Излишние верха будут «песочить», а избыток низов вместо мощи сделает ваш микс «ватным» и мутным.
  4. Не разводите инструменты по каналам на 100%. Излишняя широта панорамы не позволит вашему треку звучать собранно.
  5. Не допускайте «перекоса» влево или вправо. Энергия обоих каналов должна быть равной.
  6. Доверяйте техническим средствам. Современные VST-плагины значительно облегчают жизнь звукорежиссера.
  7. Доверяйте себе. Не бойтесь нарушить какое-то правило. Несовершенство делает композицию «живой» и оригинальной.
Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов