В статье о формировании электрогитарного звука мы с вами разобрались какое оборудование для этого используется. Теперь поговорим непосредственно об усилителях. Их разновидности по принципу работы, достоинства и недостатки. Итак, начнем по порядку. Гитарные усилители по принципу работы делятся на 4 типа:
- Ламповые
- Транзисторные
- Цифровые
- Гибридные (транзисторный+ламповый или цифровой+ламповый)
Также усилители делятся по формфактору на головы (Head) и комбоусилители. Отличие вторых от первых в том, что в комбиках помимо предусилителя и усилителя мощности, присутствует еще и динамик. То есть это 3 в 1. В настоящее время производятся как ламповые комбоусилители, так и транзисторные и цифровые комбоусилители (моделирующие).
Я не буду в этой статье заниматься сравнением лампа против цифры, транзистора и т.д., уже столько на эту тему выпустили всяких видео, что уже тошно от холиваров. Если вам интересно, можете посмотреть на ютубе. Здесь же будут собраны сухие факты, достоинства и недостатки каждого из типов усилителей. Также я выскажу свое мнение по поводу нескольких гитарных мифов о лампе.
Гитарный ламповый усилитель
Первые гитарные усилители были собраны в те годы, когда в электронике для усиления сигнала использовали только электронные лампы. На смену им позже пришли полупроводниковые технологии — транзисторы. Но тем не менее, ламповые усилители по-прежнему остаются популярными, потому что дают более яркое звучание и лучший овердрайв. Основой формирования звука является электронная лампа
Лампы производятся и по сей день и активно используются. Особенно в гитарном мире. Рассмотрим основные достоинства и недостатки лампового усиления.
Достоинства
- Звук имеет отличную динамику. Грубо говоря, усилитель очень отзывчив на силу удара по струне.
- Насыщенность звучания. Звук насыщается ламповыми нелинейными искажениями, которые довольно приятны человеческому уху. Вы слышите «тот самый гитарный саунд».
- Лампы красиво светятся в усилке =)
По достоинствам по сути все. Хоть их и мало, но есть самое главное — это отличный узнаваемый гитарный звук, к которому пока еще не подобрались цифровые и транзисторные усилители.
Недостатки
- Громоздкость и большой вес. В виду принципа работы и схемотехники, весят они довольно прилично. Например, голова на 100Вт имеет массу около 30кг. Согласитесь, не очень удобно.
- Лампы со временем требуют замены. Да, недостаток, особенно если учесть, что транзисторы со временем менять не нужно. Но по сути, если вы играете дома, то менять их придется с периодичностью лет 5 наверно. У меня дома стоит ламповый гаврош 10 уже 4 года. Я играю каждый день по 2-3 часа. Лампы еще не менял ни разу.
- Хрупкость ламп. Усилитель не любит падений и встрясок.
- Высокая громкость для получения хорошего звука. Да, усилок придется «разогнать». На малой громкости, как правило, они звучат хуже.
- Высокая стоимость.
Теперь немного о мифах. Бытует мнение, что на лампе есть какие то чудесные нюансы звука, которые больше нигде не слышны. И если начинающий гитарист учится играть на транзисторном или вообще не дай Бог на цифровом усилителе, то он обречен. Типа не будет он там слышать ошибок своих, а на лампе будет. Так вот, я считаю, это полный бред. Если заниматься на нормальном звуке, без всяких эффектов космических типа ревербов, 4-х дилеев и 3-х фленжеров в цепи, то учиться везде одинаково. Просто на ламповом усилителе более приятней играть. А если руки из жопы, то никакая лампа не будет спасительной таблеткой, и вы сами по себе не заиграете хорошо.
Далее, миф о том, что звук с лампового комбика отлично ложится в микс, а с транзисторного и цифрового нет. Также полная фигня. Хороший гитарист везде зазвучит. А плохой… тоже может, но нужен хороший звукорежиссер, который все подвинет и заэквалайзит (хотя конечно это редко). А простой слушатель вообще не поймет где на записи какие усилители были использованы, да ему и пофиг.
Гитарные транзисторные усилители
В такого типа усилителях звук формируется посредством транзисторов. Такие усилители гораздо дешевле ламповых и они проще в производстве. Покупают их как правило новички, из-за низкой цены и доступности. Все недостатки ламп в них убрали. Они имеют намного меньший вес, приемлемо звучат на тихой громкости, не надо менять лампы, цена раза в 4 ниже. Купил, как говорится, играй и не задумывайся. Но самый главный недостаток — это звук. Нет он не прям полное дерьмо, но ламповому конечно уступает. Хотя опять же, слушатель простой вряд ли что-то поймет, особенно в миксе. Но вот гитаристу не все равно. И ощущения другие.
Вот на таком гитарном комбике я учился играть. В принципе все есть, эквалайзер высокие-низкие, гейн. Больше ничего и не надо. Весит около 2-3 кг, цена около 5 тысяч рублей, популярная марка и невысокая цена. Из-за этого транзисторные комбики и популярны у пионеров.
Цифровые гитарные усилители
Третий тип усилителей — цифровые. В них звук формируется с помощью математических алгоритмов. А все мы знаем, что математика, хоть и царица наук, но представление о мире дает идеальное, то есть немного оторванное от реальности.
Предыдущие усилители работают с аналоговым звуком, этот же тип с цифровым. То есть аналоговый сигнал с гитары преобразовывается в цифровой (нолики и единички), как то обрабатывается, затем снова а аналоговый и уже попадает в динамики. Вроде бы все нормально, но идеально смоделировать нелинейные «приятные» искажения, которые вносит лампа в звук невозможно. Можно только бесконечно приближаться к ней. И чем ближе, тем алгоритмы будут сложнее. Поэтому на рынке сейчас куча посредственно звучащих цифровых усилителей и пара тройка моделей, которые дают вполне сносный звук. Но и стоят они уже как ламповые головы, а то и дороже.
Основной фактором качества звука цифрового усилителя является преобразователь сигнала из аналога в цифру и наоборот (АЦП и ЦАП). Чем точнее алгоритм, тем лучше звук и меньше задержка. Основные достоинства у цифровых усилителей по сути такие же, как у транзисторных, плюс к которым еще можно добавить кучу встроенных эффектов, таких как например дилей и хорус и других. То есть в одной маленькой коробочке у вас умещается весь гитарный тракт со всеми возможными эффектами. Экономия просто колоссальная, и глаза разбегаются от возможностей.
Цифровые комбики также довольно популярны у новичков. Еще достоинством цифровых усилителей является то, что звук формируется такой, что не нужны гитарные динамики. Если у вас процессор, подойдут даже ваши комповские джениус за 124 рубля. Потому что звук уже получается готовый, без ненужных частот и зуда. Если моделирующий комбо, то там уже стоит обычный мультимедиа динамик.
Ну а недостаток один и самый главный — это звук. Который опять же на приемлемых моделях неплох, а на топовых вообще даже хорош, но до лампы все таки не дотягивает.
Спайдер цена 8000р |
Axe-FX2 цена 180000р |
К аксу еще и колонки покупать надо, блин. А разница почти в 20 раз.
Гибридные гитарные усилители
Как вы уже знаете из статьи о гитарном тракте, усилитель состоит из двух секций: предусилителя и усилителя мощности. Так вот, в гибридных гитарных усилках, пред, как правило, выполняют ламповым, а оконечник транзисторным. Гибридный усилитель появился как компромисс между хорошим ламповым звуком и весом и стоимостью транзисторного усилителя.
Самой важной частью гитарного усилителя является именно предусилитель. В нем идет начальное формирование звука, определяется его характер. А оконечник всего лишь усиливает звук для динамика (хотя конечно и он вносит свои нюансы, но менее значительно). Поэтому, умные инженеры объединили ламповый предусилитель с транзисторным усилителем и назвали это создание – гибридный гитарный усилитель. В итоге получился вполне приличный агрегат, способный посоревноваться в звуке с ламповым усилителем, и которой превзошел по своим характеристикам транзисторный усилитель. Кроме того, гибрид получился значительно компактнее и легче лампового усилителя. А по стоимости он несколько дороже транзисторного усилителя, но дешевле лампы.
В принципе учитывая все вышесказанное, если денег у вас немного, то лучшим вариантом покупки будет транзисторный усилитель. Главное выбрать достойный и нравящийся по звуку. Если в принципе деньги есть, но не хватает на лампу, можно попробовать гибрид. Вполне себе неплохой звук можно нарулить. Дешевые процессоры и моделирующие усилители я брать все же не советую. Звук намного хуже транзисторного. А дорогие модели стоят даже дороже ламповых.
В общем и целом, что лучше решать конечно только вам. Главное играйте на гитаре и получайте удовольствие.