Тимпан – древнейший музыкальный инструмент. Его история уходит глубоко в века. Она связана с оргиастическими культами древних греков и римлян. А в современной музыке барабан не утратил своего значения, его усовершенствованные модели продолжают использовать музыканты в джазе, фанке и популярной музыке.
Устройство инструмента
Тимпан классифицируется как ударный мембранофон. По способу звукоизвлечения входит в группу барабанов, бубнов, тамбуринов. Круглая основа обтянута кожей, которая выступает в качестве резонатора звука.
Рама деревянная в древности, в настоящее время может быть металлической. К корпусу крепился ремень, удерживающий тимпан на уровне груди музыканта. Для усиления звука к ней прикреплялись джинглы или колокольчики.
Современный ударный музыкальный инструмент не имеет ремня. Он устанавливается на пол, может иметь сразу два барабана в одной стойке. Внешне схож с литаврой.
История
Широкое распространение тимпан получил еще в V веке до нашей эры. Древние литературные источники рассказывают об его использовании в религиозных и культовых обрядах древних греков и римлян. Под аккомпанемент барабана проходили уличные шествия, на нем играли в театрах. Динамичные, буйные звуки воспроизводились для достижения экстатического состояния.
У древних было два вида тимпана – односторонний и двусторонний. Первый был обтянут кожей только с одной стороны и больше напоминал бубен. Его поддерживали снизу за раму. Двусторонний часто имел дополнительный элемент – ручку, прикрепленную к корпусу. С такими инструментами изображались вакханки, слуги Диониса, последователи культа Зевса. Они извлекали музыку из инструмента, ритмично ударяя по нему рукой во время вакханалий и увеселений.
Через века тимпан прошел, почти не претерпев изменений. Он быстро распространился среди народов Востока, средневековой Европы, Семиречья. С XVI стал военным инструментом, был переименован в литавры. В Испании он получил другое название – цимбал.
Использование
Потомок тимпана – литавры широко применяется в музыке. Известно, что одним из первых в свои произведения ввел партии этого инструмента Жан-Батист Люли. Позднее его использовали Бах и Берлиоз. В сочинениях Штрауса есть сольные партии литавр.
В современной музыке он используется в неофолке, джазе, этно-направлениях, эстраде. Широкое распространение получил на Кубе, где часто звучит сольно во время карнавалов, зажигательных шествий, пляжных вечеринок.