Как мы все с вами знаем, чем ниже нота, тем толще должна быть струна. И в общем и целом, звучание и интонирование будет лучше при большей длины струны. Таким образом многострунные гитары как правило изготавливают с увеличенной длиной мензуры.
На сегодняшний день, большинство шестиструнных гитар имеют мензуру 25,5″/648мм (Fender Strat) или 24,75″/629мм (Les Paul) и 25″/635мм (PRS). Калибр струн варьируется примерно от 9-42 до 11-56 для стандартного строя. Чем крупнее калибр используемых струн в стандартном строе ми (EADGBE), тем сильнее натяжение. Это улучшает звучание в целом, но бенды тянуть становится тяжелее.
Проблема
Все, кто хоть раз пробовал перестроить свою гитару в строй Drop D, знают, что шестая струна теряет свое былое натяжение и звук чуток ухудшается. А представьте что будет, если добавить еще седьмую или даже восьмую струну на гитару со стандартной длиной мензуры? Эти две низкие струны будут висеть как «сопли» и звучать будут явно не очень. Выход из этого положения — увеличить мензуру например до 27″. Это даст нам нормальное натяжение на низких струнах, но вот на высоких станет тяжело тянуть бенды. Кстати о гитарных строях можно почитать здесь: Гитарный строй. Или «Почему нот 7, а струн всего 6?»
Плюсы стандартной мензуры
- Меньшее натяжение струны
- Более мягкий звук, особенно на высоких струнах
- Более удобнее играть соло
- Легче тянуть бенды (на более толстых струнах)
- Меньше расстояние между ладами
Минусы стандартной мензуры
- Толстые струны нужны для более низких строев
- Низкие ноты звучат более мутно и грязно
- Сложность интонирования в пониженных строях
Решение
А решение этой проблемы довольно простое — создать мультимензурную гитару, у которой каждая струна будет иметь свою длину мензуры. Для этого лады располагают на грифе в веерном виде. К примеру, у восьмиструнной гитары Boden, длина меняется от 28″ до 26,5″. Резонный вопрос — почему же не до 25,5″? А дело все в эргономичности и удобстве. При разнице от 28″ до 25,5″, лады имеют слишком большой наклон, что причиняет некоторые неудобства при игре. Тогда как мензура от 28″ до 26,5″ дает необходимое комфортное натяжение даже при понижении восьмой струны до E (Ми). При всем при этом, тянуть бенды на высоких струнах практически также легко, как и на десятых струнах на гитаре с мензурой 25,5″. Такие гитары также называют гитары с веерными ладами.
Итог
В конце этой небольшой статьи хочу сделать несколько выводов относительно гитар с веерными ладами. Я считаю, что это довольно неплохое решение инженеров и оно несомненно имеет большое число преимуществ перед гитарами со стандартным расположением ладов. Давайте их рассмотрим:
- Меньшее натяжение на высоких струнах, тянуть бенды легче
- Большее натяжение на низких струнах, что дает возможность играть в более низких строях
- Мягкий звук на высоких струнах
- Более чистый и четкий звук на низких струнах
- Хорошее интонирование на низких струнах
- Играть соло проще
- Большинство калибров струн ведут себя лучше на мультимензуре, т.к. их натяжение более сбалансировано
Да, список внушительный получился. Теперь рассмотрим основные минусы таких гитар.
- Вам может не понравится играть на увеличенной мензуре
- Большой угол наклона ладов может быть вам неудобен
- Некоторые формы аккордов достаточно сложно зажимать
- Малое разнообразие звукоснимателей под гитары с веерными ладами
- Достаточно высокая цена
Как видите минусов не особо много, да и первые два, в целом, вкусовщина. В любом случае, выбирать вам. Но, если вдруг выпадет возможность поиграть на такой гитаре, то не отказывайтесь. Кто знает, может попробовав раз, вы может расстанетесь с ней совсем нескоро.