Три причины, по которым не получается играть сложные места

Часто бывает так – разбираешь какую-то вещь, всё вроде нормально, а потом раз – и застрял на одном месте. И никак не получается осилить его. Что делать-то? А вот сейчас расскажу. Только сначала нужно понять, почему оно не получается.

Итак, если каменный цветок сыграть трудное место никак не выходит, подумаем, что у нас не так. Есть три причины таких застреваний: нехватка общей техники, сложная конкретная фишка и слишком высокая скорость. Само собой, причины эти могут сочетаться в разных комбинациях. Разберём их подробно.

Нехватка общей техники игры

Некачественное баррэ, плохие козлиные бенды, струны дребезжат, пальцы враскоряку, медиатор застревает в струнах. Всё это – глобальные косяки, которые преследуют каждого (без исключений!) начинающего гитариста. Например, из-за плохого барре не получаются дабл-стопы, особенно это касается неполного барре; а уж если его делать средним или безымянным пальцем Аккорды с полным барре тоже звучат недостаточно глубоко, если в этом самом барре звучат не все струны. Подобные вещи нужно отрабатывать отдельно, стараясь выяснить, что именно не так. У меня, например, в баррэ третья струна попадала точно в складку на указательном пальце и прижималась не полностью. Стоило чуть изменить положение пальца – проблема ушла.

Если у вас не получается играть какую-то вещь из-за недостаточно качественной общей техники – отложите её пока что до лучших времён. Отрабатывать технику стоит на специальных упражнениях и более простых вещах. Иначе застрянете надолго, и ничего толком не сыграете. Учителя гитары, как правило, быстро вылавливают эти ошибки и дают упражнения именно на ту технику, которая страдает.

Сложные фишки

Бывают в гитарных соло особые места, которые выглядят ощутимо сложнее. Это могут быть особые фишки музыкантов (типа перкуссионных нот Марка Нопфлера), медиаторные флажолеты, унисонные бенды, свип-арпеджио, или просто более быстрый, заковыристый лик. Такие вещи можно превозмогать двумя методами: 1) упрощением во время игры всей композиции и отдельной прорабаткой и 2) замедлением.

  1. Этот способ подходит, если в тугом месте много нот и/или сложные ритмические рисунки и, пытаясь их сыграть, вылетаешь из тактов. Вы слышите, что играете не то, но что именно не то – непонятно. Итак, играя всю композицию, упрощаем сложный кусок. Вместо триоли оставляем одну ноту, из быстрых пассажей убираем ноты и т.д. Так мы сможем сыграть неподдающуюся фразу ритмически правильно. А затем постепенно возвращаем в неё убранные ноты, не теряя пойманного ритма. Мой любимый пример – басовая партия нетленной Californication, где чуть ли не единственное сложное место – быстрая триоль в главном риффе. Заменим её одной нотой, и сразу станет понятно, как быстро её надо играть, чтобы не запоздать к следующей ноте.
  2. Играя соло, просто замедляйтесь, когда приближаетесь к сложному месту. Важно сыграть его правильно, а затем постепенно ускоряйтесь до оригинальной скорости. Этот метод лучше подойдет, например, для соло в стиле Гари Мура с выразительными и очень быстрыми пассажами.

Слишком быстрая композиция

Прежде, чем учиться бегать, нужно научиться ходить. Так и с музыкой: не стоит сразу пытаться играть быстро. Наоборот, медленная игра очень хорошо тренирует технику. Если чувствуете, что на полной скорости не получается играть так же хорошо, как в оригинале – замедляйте её! Причем замедляйте сильно и играйте каждую ноту нарочито чётко и правильно. После пары занятий таких упражнений пальцы начнут запоминать, как нужно работать. Оригинальную вещь тоже нужно слушать на замедленной скорости, так вы поймете, как правильно играть сложные моменты. Играя медленно, сохраняйте ритмичность композиции, это очень и очень важно. Плавность и чёткость – вот то, к чему нужно стремиться, ну а скорость придет чуть опосля.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов