На карнавалах в Бразилии, в праздничных шествиях жителей Латинской Америки, в Африке звучит реку-реку – древнейший ударный музыкальный инструмент африканских племен.
Общие сведения
Конструкция древних reco-reco очень проста. Это была бамбуковая палочка с насечками. Иногда вместо бамбука использовался рог животного, на поверхности которого вырезались канавки. Исполнитель брал другую палочку и водил по надсеченной поверхности ею туда-сюда. Так извлекался звук.
Использовался инструмент в обрядовых ритуалов. При помощи такого идиофона представители племен обращались к духам Ориша, чтобы вызвать дождь в засуху, попросить помощи в излечении больных или поддержать в военных походах.
Сегодня используется несколько видоизмененных реку-реку. Бразильский напоминает ящик без крышки с натянутыми внутри металлическими пружинами. По ним водят металлической палочкой. Используют и идиофон, напоминающий овощную терку.
Разновидности
Существует несколько видов, родственных реку-реку. Наиболее распространенная разновидность в ангольской музыкальной культуре – диканза. Ее корпус изготавливают из пальмы или бамбука.
Во время игры музыкант извлекает звук поскребыванием палочкой по поперечным насекам. Иногда исполнитель надевает на пальцы металлические наперстки и ими отбивает ритм. От бразильской реку-реку диканза отличается длиной, она большее в 2-3 раза.
Звучание этого идиофона популярно и в республике Конго. Но там ударный музыкальный инструмент называется «бокваза» (bokwasa). В Анголе диканза считается частью национальной музыкальной идентичности, уникальным предметом истории народа. Ее звучание сочетают с другими перкуссионными инструментами, кибалелу, гитарой.
Еще одна разновидность реку-реку – гуиро. Он используется музыкантами в Пуэрто-Рико, на Кубе. Изготавливают из тыквы-горлянки. Используются и другие материалы. Так для аккомпанемента сальсы и ча-ча-ча больше подходит деревянный гуиро, а в меренге применяют металлический.
Традиционно звуки реку-реку сопровождают карнавальные шествия. Бойцы капоэйре тоже показывают свое искусство под сопровождение звуков древнего бразильского идиофона. Используют его и современные инструменталисты. Например, певец Бонга Куэнда в записях своих композиций применяет диканзу, а композитор Камаргу Гуарньери отвел ей индивидуальную роль в концерте для скрипки с оркестром.