Гитарных педалей на свете не просто много, а очень много. Заблудиться в этом океане педалей проще простого, причем часто сами производители путают покупателей, стараясь откусить от рынка гитарных эффектов кусочек побольше. Мы развенчаем несколько популярных мифов о педалях и объясним, что к чему.
- Тру-байпас это круто. Байпас (bypass) – режим работы педали, когда сигнал от гитары проходит через неё без изменений. Иными словами, при включённом байпасе эффект отключается. В гитарных педалях применяются два вида реализации байпаса. Первый – правильный байпас (true bypass), когда с помощью механического переключателя сигнал со входа педали подключается к выходу, а схема педали полностью отключается от сигнальной линии. Второй тип байпаса – буферный. Сигнал от гитары остается в схеме педали, но с помощью электронного ключа отключается от цепей обработки и проходит лишь через буферный каскад. Многие считают, что только тру-байпас избавляет звук от влияния педали, а буферы звук портят. Но это не так. Если в педалборде у вас стоит много педалей и все они включены в тру-байпас, они становятся продолжением кабеля между гитарой и усилителем. Кабель (в том числе и педальный) имеет емкость, которая, с увеличением его длины, постепенно съедает высокие частоты в звуке. Но включение буферов в этой цепи сводит эффект длинного кабеля на нет. Поэтому правильный ответ будет такой: нужен и тру-, и буферный байпас. Кстати, в некоторых педалях можно переключать режим байпаса.
- Бутик – это круто. Под словом бутик в гитарно-педальной среде имеют в виду некие особые, малосерийные и, конечно, очень дорогие педали, которые собираются малыми фирмами или вообще одним человеком. Но все это не значит, что бутиковая педаль будет лучше, чем серийная, изготовленная крупной фирмой. И наоборот, серийные педали не обязательно хуже бутиковых. Знаменитые музыканты часто не заморачиваются с особенными педалями, а используют купленные в ближайшем магазине. Так, Стиви Рэй Воэн прославил обычную, серийную педаль Ibanez Tube Screamer, а Гари Мур играл через Marshall Guvnor (почитайте о секрете звука Гари Мура). Кроме этого, сейчас понятие бутик сильно размылось, иной раз на цифровой педали, сделанной неизвестной китайской фирмой, можно прочитать гордое заявление бутиковый звук. Правильный ответ: выбирайте педаль по ее звуку и характеристикам, а не по названию.
- Нельзя точно скопировать педаль (название-очень-дорогой-и-крутой-педали). Можно! Нет такой электронной схемы или программного алгоритма, который нельзя было бы повторить в наши дни, когда самый заштатный смартфон мощнее, чем компьютеры первых космических шаттлов. Повторить смогли даже схему легендарной педали Centaur Klon – а ведь во всех выпущенных педалях плата была залита эпоксидкой именно для того, чтобы нельзя было разобраться в её схеме! Но – не помогло. К счастью, потому что вместо того, чтобы платить тысячу и больше долларов за оригинальный Klon (они давно уже не производятся), можно купить клон Klonа хоть в версии Electro-Harmonix, хоть MXR, хоть Nux, хоть в виде кучки деталей с Aliexpress и наслаждаться звуком. Правильный ответ: можно и нужно.
- Германиевые транзисторы лучше. Из германия делались еще самые первые серийные транзисторы. Звук знаменитых групп и музыкантов – тоже в немалой степени заслуга германиевых транзисторов. На них собирались классические педали, например, Dunlop Fuzzface, Vox Tonebender – и эти педали звучали отлично, когда через них играли великие мастера гитары. Но это не значит, что педали на основе германиевых транзисторов лучше. Никто, например, не скажет, что сплошь кремниевая Electro-Harmonix Big Muff Pi звучит плохо. (Точнее, это скажет только тот, кто играть не умеет. – Прим. редактора.) И любая правильно спроектированная схема будет звучать хорошо, независимо от типа транзистора. Так что правильный ответ: все транзисторы хороши, если стоят на своих местах.
- Поверхностный монтаж – отстой. В прошлом, когда электроника была простой и ее было не так много, она собиралась методом навесного или проводного монтажа. Детали паяли на контактные лепестки и соединяли между собой проводками, либо вставляли их в отверстия на печатной плате и припаивали к проводникам на ней. Навесной монтаж – работа долгая и сложная, даже сейчас ее делают вручную. Печатный монтаж в отверстия могут собирать роботы, но они очень дорогие и поэтому применяются не часто. А вот поверхностный монтаж – технология современная, полностью автоматическая, очень быстрая, очень компактная и, при правильно налаженном оборудовании, надежная. Но (опять!) из-за того, что почти все самые лучшие песни в истории рок-музыки были сыграны на собранных вручную педалях и усилителях – иначе тогда и не могли собрать электронную схему! – считается, что только навесным или печатным монтажом можно добиться того самого звука. Да и магия слов ручная сборка тоже делает своё черное дело – на самом деле преимуществ перед автоматической у неё нет никаких (есть одно– можно цену на продукт взвинтить в три раза – Прим. редактора). Между тем, грамотно спроектированная схема с поверхностным монтажом будет меньше шуметь, потому что в ней короче проводники, лучше организована экранировка и разводка земляных проводников.
- Одни микросхемы лучше, чем другие. Этот миф касается в первую очередь педалей овердрайва с мягким ограничением сигнала. Считается, что версия того самого Tube Screamera TS-808 звучит лучше, чем поздняя TS-9 из-за волшебной микросхемы операционного усилителя, на основе которой собрана педаль. Но на самом деле в этой и подобной ей схемах ограничение сигнала (из-за чего и появляется перегруженный звук) происходит не в микросхеме, а в других элементах. Микросхема делает лишь то, что велит её название: усиливает сигнал. Ранние версии микросхем лишь шумели сильнее, и всё. Другое дело, если педаль работает с жёстким ограничением – там, действительно, работает и микросхема операционного усилителя. Правильный ответ: виновата не микросхема, а музыкант или слушатель.