Эта история определённо из разряда музыкальный юмор. Иной раз бывает так, что самй важной в каком-то деле или процессе оказывается мелочь, о которой и не думаешь. А между тем она портит всё, и часами мучаешься, пытаясь понять, в чем же дело.
Последнее время моя гитарная карьера не выходит за границы слегка продавленного и порванного икеевского дивана. В основном я играю по ночам – так уж сложилась жизнь, что бытовые и семейные дела отнимают почти всё время днём. Гитары я подключаю через древнюю звуковую карту M-Audio Fast Track, которая некоторое время работала игрушкой ребёнка-ползуна (я думал, что она сломалась, но, похоже, живительные пинки ребёнка вернули её к жизни). Карта воткнута в макбук, где крутится Guitar Rig и еще кое-какой софт. Музыку и себя я слушаю через наушники Sony MDR-7506 – почти идеальные по удобству и звуку уши для долгой работы, их я купил лет шесть назад и все это время они меня радовали.
Guitar Rig – не самый лучший софт с точки зрения звучания из коробки, я довольно много времени возился, пытаясь настроить там более-менее подходящий для меня звук. Больше всего сложностей было с бас-гитарой. Почему-то звук получался либо картонный и совершенно тощий или же бубнящий, неразборчивый, без атаки. Обычно в таких случаях профессионалы-диванщики с умным видом заявляют, что гитара поганая. Но в моём случае это не прокатит – у меня Ibanez ATK-500 1995 года, японский и довольно редкий. Со звуком у неё все в порядке. Когда я втыкал в гитару воксовский Amplug, то поражался мощи звука! Вот с ним играть было и правда в кайф, но с компьютером явно было что-то не то.
Я начал разбираться. Я очень долго крутил настройки в Риге, добавлял компрессоры, эквалайзеры. Я перерыл интернет и изучил несколько каноничных книг о звукорежиссуре. Я купил себе маленький басовый компрессор AMT. Я даже подключал гитару через входной предусилитель моего лампового комбика Laney VC15 – попутно убедившись, что компьютерная эмуляция ламповых каскадов не хуже настоящего усилителя. Звук был хреноват.
И таким он был до тех пор, пока я не включил в звуковушку другие наушники! Я сразу услышал бас. Дело, оказывается, было вот в чём. На моих любимых соньках со временем испортились амбюшуры. Искусственная кожа пересохла, сначала они трескались, потом начали осыпаться, оставляя на ушах черные хлопья. Потом вообще порвались так, что стал виден белый поролон внутри.
Наушники эти по природе своей закрытые, и любая утечка звука – как получилось с прохудившимися амбюшурами – здорово ухудшает звук. В первую очередь страдают басы, именно им нужна хорошая звукоизоляция. А из-за того, что амбюшуры портились постепенно, я и не замечал утечки баса. Я, конечно, видел, что они уже не годятся и даже заказывал замену на Алиэкспрессе, но тогдя именно этот заказ почему-то был отменён и деньги мне вернули. Единственный такой случай за всю мою историю покупок там!
Когда я послушал свои учебные записи с электрогитарой через другие наушники, то удивился, какими глухими они были. Я настраивал звук в наушниках без баса – в итоге на записи его было слишком много.
Мораль этой истории такая: если звук не крут, проверять нужно все звенья цепочки, начиная со своих ушей.