Это третья, последняя часть рассказа об именных гитарах Эдди Ван Халена. Читать первую часть, вторую часть.
В 2004 году Эдди прекратил работать с фирмой Peavey и три года спустя подружился с великой и могучей Fender. В компании знали, как завлечь всенародно любимого гитариста. Если до этого он помогал (или мешал) содавать фирменные гитары и усилители со своим именем на голове грифа, то сейчас ему предложили работать под собственным брэндом. А производить и продавать все, что он придумает, будет фирма Fender.
Так на музыкальном рынке появился брэнд ЕVH. Первыми продуктами этого брэнда были усилители, затем ожидаемо пошли гитары. Вместе с Эдом с ними начал работать Чип Эллис, гитарный инженер из Fender. В первую очередь они составили список того, что Эду не нравилось в предыдущих реинкарнациях гитар Wolfgang. Пришлось изменить 90% всех фишек гитары, даже в мелочах – говорил Чип. Мы сохранили только силуэт и оставили почти те же материалы. Но толщина корпуса, покрытия, декоративное оформление – все это менялось и сравнивалось. Целый год мы возились со звукоснимателями (как мы помним, Эд это любит. – Прим. редактора). Я никогда так не мучился с прототипами гитары, как в этот раз.
Одной из главных печалей Ван Халена по поводу предыдущих моделей гитары была её ненадежность. В дороге из гитары выпадали винтики, портилась фурнитура – Эдди устраивал гитарам самые суровые проверки. Со всем этим нужно было разобраться.
Были опробованы разные покрытия для корпуса. Для тестов изготовили восемь гитар, каждая была помечена крупной цифрой на деке. Одну покрыли простым ружейным маслом, другую – только грунтовкой, третью только лаком, четвертую – грунтовкой и лаком Лаки тоже пробовали разные, и лучшим покрытием оказался тонкий слой акрил-уретанового лака.
А потом пришла очередь звукоснимателей. У Чипа уже был опыт работы с датчиками Seymour Duncan, вместе с Эдом они пробовали разные варианты заказных звукоснимателей. Датчики проверяли в домашней студии Эда, которую он назвал 5150. Мы могли пробовать звукосниматели только один час, после этого уши начинало закладывать и все звучало одинаково – вспоминает Чип.
Звукосниматели Seymour Duncan были хороши, но на чуток недостаточно. То же самое было и с DiMarzio. Наконец, было решено делать датчики самостоятельно, и со второй попытки фендеровский инженер попал в точку. Нам помогло то, что мы решили сами заняться датчиками. Мы могли работать вместе с инженером, стоять у него над душой и понимать, что там он делает и что нужно нам.
В тот день Эдди играл на прототипе номер 4. Когда выяснилось, что заказной звукосниматель идеально подходит, Эд предложил подвигать его туда-сюда, чтобы найти наилучший звук. Чип вспоминал: У меня не было с собой фрезера, которым можно было бы проточить паз для датчика. Эд побежал в гараж и принёс оттуда ломик и молоток. Мы вынесли гитару на улицу и там Эд пробил в корпусе большой карман, в котором можно было бы двигать звукосниматель. Эту гитару Ван Хален брал в тур 2007-2008 годов. И если вы посмотрите на его фото с гитарой номер 4, то увидите, что её корпус в районе бриджевого датчика будто собака выгрызала. Но идея сработала! Кажется, мы двигали датчик на доли миллиметра и нашли таки его лучшее положение.
Еще одной идеей Ван Халена была попытка разыграть дерево. Эд любил сравнивать новые гитары с теми, на которых он играл долго. Чип рассказал ему, как мастера скрипичных дел подвергают деки скрипок воздействию классической музыки, дабы они быстрее разыгрались. Эд заинтересовался.
Через неделю или две Чип приехал к студии 5150. Выйдя из машины, он услышал странный вой, доносившийся из двери студии. Вышел Эд и открыл дверь – звук стал сильнее, это был оглушительный рёв обратной связи.
Эд решил опробовать ту идею со скрипками – объясняет Чип. Он включил прототип стэка 5150, поставил перед ним гитару и оставит ее гудеть на неделю. Когда он подошёл ко мне, я спросил его, какого он делает. Он ответил, что это была проверка моей идеи. Думаю, он не заметил никакой разницы до и после. Но то был весёлый эксперимент, в том числе и для усилителя – было интересно, сколько времени он выдержит и не сгорит.
Работа над мелочами продолжилась, и когда дело дошло до фурнитуры. Тремоло Floyd Rose фирмы Schaller заменили на корейскую модель. Оказалось, что оно звучит лучше. Корпус корейского тремоло был изготовлен по старой технологии, из гнутого листа стали, а не литое, как у немцев. Между сухарями, на которые опираются струны, не было зазоров, как на шаллеровском. Все эти мелочи влияли на звук.
Для ладов была выбрана проволока из нержавейки. Идея со стальными ладами была отвергнута в фирме Peavey, но Эд не забыл про неё. Он проверил лады в очередном туре и убедился, что они превосходно выдержали все невзгоды концертов и выглядели как новенькие.
Еще одной важной мелочью стали потенциометры громкости и тембра. Когда Эд играл Cathedral, оказалось, что ручка громкости малость туговата для этой композиции, а без манипуляций громкостью её не сыграть. Команда занялась разработкой потенциометров с очень легким вращением. Но Эд заметил, что иногда он случайно задевает за ручку и громкость уменьшается, когда её об этом не просят! Так что пришлось переделывать потенциометр так, чтобы он вращался немного туже.
И вот, наконец, после всей этой кропотливой работы в 2009 году первая гитара EVH Wolfgang начала серийно выпускаться. Позже добавились другие модификации, появились и более дешёвые версии, которые собирались не в Америке. Между тем, первая гитара Ван Халена Music Man увидела свет в 1991 году – почти 30 лет назад, для электрогитары это немалый срок.
Эд говорил: Похоже, я постоянно дорабатываю гитару. Я непрерывно вожусь с ней. Потом начинается тур и там сразу понимаешь, что работает, а что нет. Бесконечная гонка. Месяцев через шесть после начала работы над гитарой мы стали одной командой – Эд, я и Мэтт Брук, техник Эда. И мы не просто делали гитару, о которой мечтал Эд, мы трудились вместе и создали самую надежную, самую универсальную и самую музыкальную вещь, какую только могли создать.
Неужели вам не хочется заиметь себе такую гитару? Что очень приятно, купить гитару EVH Wolfgang можно и за относительно небольшие деньги. Пусть это не американская сборка, но сама модель гитары, которую так тщательно продумывали лучшие мастера и сам Эдди Ван Хален, стоит того, чтобы хоть попробовать на ней поиграть в магазине.
Оригинал статьи