Гитарные педали эффектов (Часть 1)

Когда я в первый раз взял в руки электрогитару, подключил ее в усилитель, я очень удивился, почему я не услышал тот самый рычащий роковый звук. Вместо него из динамика раздавался чистейший, ничем не примечательный звук акустической гитары. На мою реакцию, мой товарищ ответил, что это ничем не обработанный чистый звук гитары, и чтобы получить тот самый звук, нужна педалька, т.к. в комбике у него только один чистый канал. Речь, конечно, шла о педали перегруза. На тот момент для меня это прям, стало откровением, т. к. я считал, что электрогитары по умолчанию дают перегруженный звук.

Постепенно, вникая в мир гитарной музыки, я узнал, что существует множество различных эффектов для электрогитары. Не только перегруз, но и всякие эхо, квакушки и т.д. Эффекты привносят в звучание разнообразие, добавляют красок, они вообще способны кардинально поменять звук электрогитары. По типу исполнения, эффекты делятся на 2 вида: рэковые и напольные (педали).

Рэковые приборы изготавливаются преимущественно в формате 19’. Устанавливаются они в специальный шкаф, который называется «рэк» (Rack). Управление производится при помощи нескольких контроллеров посредством MIDI. Обычно рэковые приборы используют на студиях и на концертах.

Напольные приборы или гитарные примочки отличаются небольшими размерами. По сути это маленькая коробочка с крутилками, отвечающими за настройку звука. Каждая гитарная педаль эффектов автономна, для того чтобы поменять звучание, достаточно повернуть ручку регулятора. Педали являются наиболее распространенным и популярным конструктивным типом эффектов. Для включения/выключения нужно просто нажать на кнопку, грубо говоря, просто наступить на педаль.

Гитарные педали эффектов включаются в сигнальную цепь между гитарой и усилителем. При этом они специально выполнены так, чтобы обеспечить возможность построения цепи по модульному принципу. То есть, вы можете подключать педали в каком угодно количестве, и в каком угодно порядке, добиваясь нужного звука. Про то, как происходит подключение педалей эффектов к гитаре и усилителю, читайте здесь: Формирование звука электрогитары (Тракт).

Разнообразие гитарных эффектов

Эффекты перегруза.

Это самые распространенные и узнаваемые виды эффектов. Изначально, они появились, когда вход гитарного усилителя впервые стали перегружать. Перегруз искажает изначальный гитарный сигнал путем ограничения его по амплитуде, в результате чего достигается такое мощное рычащее звучание. Это именно те самые эффекты, которые придают гитаре рок звучание. По уровню перегруза делятся на 3 типа (от меньшего к большему):

  • Овердрайв (Overdrive)
  • Дисторшн (Distortion)
  • Фуз (Fuzz)

Овердрайв

Овердрайв это самый мягкий перегруз. Звук насыщается теплыми гармониками и так кардинально не ограничивается по амплитуде, как при дисторшене. Полученный звук звучит тепло и объемно. Эффект широко используется в исполнении блюза и классического рока. Самый классический представитель овердрайвов это педаль Ibanez Tube Screamer. Также большую популярность нашли педали фирмы Boss – Boss SD1 и SD2 к примеру.

 

Дисторшн (Distortion)

Дисторшн уже имеет побольше рыка и мощи, что достигается более большим уровнем искажения. Звучание гитары при его использовании становится ярким, резким и пробивным Этот эффект широко применяется в металле, начиная от классического хэви метала и заканчивая экстремальными стилями типа Death и Black Metal.

 

 

 

Фуз (Fuzz)

И когда уровень искажений имеет очень большую степень, такой перегруз уже называют фуз. Эффект довольно специфический, не особо популярен в современной гитарной музыке.

 

 

 

 

Основные регуляторы гитарных педалей Distortion.

Самый минимум это три крутилки на педали:

  • Громкость (Volume). Отвечает за громкость выходного сигнала.
  • Гейн (Gain). Отвечает за уровень перегруза.
  • Тон (Tone). Регулятор баланса верхних и нижних частот.

На разных моделях могут быть еще дополнительные ручки. Например, вместо тона, многие производители на свои модели ставят отдельные ручки регулировки частот. То есть, по сути, ставят эквалайзер. Например, на педали Metal Zone от фирмы Boss, эквалайзер 5-ти полосный. Помимо стандартных НЧ, СЧ и ВЧ, вы даже можете отдельно настраивать верхние и нижние диапазоны средних частот.

Читайте также:  Аккорды, табы и минус BB King The Thrill Is Gone

Пространственные эффекты.

Эти типы эффектов добавляют как бы глубину, пространство в ваш звук. К ним относят реверберацию и дилей.

Реверберация добавляет эхо, будто вы сидите в большой комнате. Педали реверберации или просто ревербераторы дают возможность регулировать глубину или объем этой абстрактной комнаты. Основные регуляторы педали реверберации:

  • Объем комнаты (Time). Позволяет настраивать глубину эффекта. Короткое или длинное эхо.
  • Баланс между обработанным и сухим сигналом (Mix).
  • Громкость эффекта (Volume).

 

 

Дилей технически подмешивает к основному сигналу его же повторы, что также дает эффект эха. Количество и частоту повторов можно регулировать. Обычно дилей применяется в соло на перегрузе, чтобы получить такой певучий космический звук. Благодаря ему, звучание становится более плотным. Педали задержки бывают аналоговые и цифровые. Основные регуляторы педали следующие:

  • Время задержки (Delay Time) – время между повторами.
  • Количество повторов сигнала (Feedback)
  • Громкость повторов или баланс (Level или Mix)
  • Громкость обработанного сигнала (Volume)

Фильтры

Под таким общим названием находятся наверно вторые по популярности гитарные эффекты после дисторшена – квакушки (Wah-Wah). Квакушка представляет собой большую подвижную педаль. При нажатии на которую появляется тот самый квакающий звук. Принцип действия заключается в том, что когда вы на нее нажимаете, усиливается определенный диапазон частот, а когда отжимаете, наоборот ослабляется. Поэтому кваки и относят к фильтрам.

Педали эффектов для электрогитары бывают «ручного» и автоматического типа. Первой непосредственно управляет гитарист в реальном времени, вторая срабатывает в определенно заданных условиях автоматически. Срабатывание такого эффекта может определяться следующими факторами:

  • Время. Фильтр меняет частоты по истечению заданного интервала времени.
  • Динамика. Фильтр начинает работу, при изменении громкости исполняемой музыки.

В современной музыке можно довольно часто на соло партиях услышать этот эффект, так как он дает много выразительности. Но главное не перебарщивать, как например Кирк Хэммет.

Продолжение во второй части.

 

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов