С момента появления ручной гармони прошло более 200 лет. Возникновение этого инструмента стало предпосылкой к появлению таких популярных музыкальных конструкций, как баян и аккордеон, которые сегодня входят в академическую группу. Но ручные гармоники самых разных видов продолжают шествие по миру, увлекая слушателей своим разнообразным звучанием.
Конструкция
Какой бы разновидности ни была гармошка, по типу звукоизвлечения все виды являются язычковыми музыкальными инструментами, то есть звук извлекается под действием воздушной струи, которая оказывает влияние на язычок. Внешне устройство гармоники выглядит следующим образом:
- левый полукорпус с собственной клавиатурой;
- правый полукорпус с клавиатурой, расположенной на грифе;
- меховая камера с разным количеством барин (складок).
Внутреннее устройство имеет главный элемент – голосовую планку, к которой крепятся язычки. Их два. Один колеблется при разжиме мехов, другой при сжиме. Это особенность ручных гармоник основывается на том, что при растягивании мехов и возвращении их в исходное положение направление воздуха меняется.
Гармошка имеет диатонический звукоряд. Это одно из главных отличий от родственников гармоники баяна и аккордеона с хроматическим или смешанным.
Работа гармоники основывается на принципе рычажного клавишного механизма, как у фортепиано. При нажатии на клавишу происходит открытие в деке, через которую поступает воздух в резонаторную камеру, где расположены язычки.
«Ручным» устройство называют потому, что гармонист держит его в руках. Для удобства к корпусу цепляются ремни, которые позволяют накинуть их на плечи или маленькие ремешки для удобства закрепления кисти руки, если модель имеет маленький размер.
История
Родиной гармони считается Германия. В 20-е годы 19 века первый инструмент сконструировал берлинский мастер Фридрих Бушман. Изобретенный им инструмент стал называться «harmonica». Но есть версии, что его могли придумать в Англии и даже в Санкт-Петербурге.
Предшественник гармоники – губная гармошка. Она имеет похожий способ звукоизвлечения.
В 30-40 годы XIX века первые гармоники начали появляться в России. Их привозили богатые граждане из-за границы. В это же время в Тульской губернии началось кустарное изготовление российскими мастерами.
Тульские кустари считаются первыми и главными изготовителями гармоники. Они изготавливали легкий инструмент с одним рядом кнопок на правой и левой руке.
Это были однорядные модели, но уже через несколько лет появились «двухрядки». Но у них был существенный недостаток в ограниченном аккомпанементе, поэтому гармонизация русских песен искажалась. Более совершенными стали саратовская, ливенская модели и «венка».
Виды
В истории развития гармони возникали разные виды с отличающимся количеством клавиш и барин, размером, строением корпусов. Не следует путать их с баяном и аккордеоном, так как эти конструкции имеют разные характеристики. Очевидная разница между гармонью, аккордеоном и баяном в габаритах и количестве октав, у последних их больше. Расширенный звукоряд более крупных «родственников» еще одно отличие.
По типу звукоизвлечения конструкции делятся на два типа:
- При нажатии кнопки извлекается звук одной высоты – хромка, «ливенка», «русская венка».
- Звук зависит от направления движения мехов – «черепанка», «тульская», вятская гармонь.
Название давались по месту происхождения инструмента.
Исключением можно назвать устройства, названные «черепашками». Это очень маленькие гармоники, продаваемые в Череповце, которые изначально изготавливались на радость детям, а впоследствии стали популярными у современных гармонистов и артистов.
Самые известные виды:
- Елецкая рояльная гармоника сконструирована в городе Ельце. Разработка мастера Ильина отличалась тем, что имела расположение клавиш, как у фортепиано и диапазон в две с половиной октавы.
- Ливенская – главное отличие в большом количестве барин, которые создают длинную меховую камеру.
- Саратовская – в конструкции присутствуют колокольчики.
- Череповецкая – имеет очень маленькие размеры, а кнопки басовой клавиатуры находятся на корпусе.
- Кирилловская гармонь – создана в Вологодской области, компактная, легкая, но обладающая широким диапазоном звучания.
Среди других видов наибольшее распространение получила хромка – «двухрядка» или однорядная русская гармоника. А у разных народов существовали свои гармоники: марла-кармонь у марийцев, тальян гармун у татар, пшинэ у адыгов, комуз у дагестанцев.
Гармонь – самый любимый и распространенный русский народный инструмент. Гармонист всегда самый главный гость на любом празднике, а его музыка сопровождает народные гулянья, звучит на соседских посиделках, праздниках.