Правила музыкантов. Общая информация
Знаменитый композитор Роберт Шуман оставил след в истории не только в виде своих произведений. Одним из главных его трудов стал «Свод», который называется Правила для музыкантов. Несколько поколений учителей пытались максимально доходчиво донести до своих учеников некоторые мысли. Но, увы, это не всегда получается. Как оказалось, всё гениальное уже сделано до нас классиками.
Написан труд Жизненные правила для музыкантов был в 1850 году. Прошло уже более 150 лет, но они актуальны до сих пор. Основная задача этих советов – разностороннее развитие студента, максимальный охват всех аспектов музыкальной деятельности. Пособие пригодится как для профессиональных выпускников консерваторий, так и для любителей.
Как правильно пользоваться правилами для музыкантов
Разумеется, правила юных музыкантов мало прочитать. Необходимо выработать привычку регулярно выполнять их. Так как их слишком много, то можно взять одно-два и использовать их в вашей игре. Начинать можно в любом порядке. Какое-то из них понравится больше всего, его и нужно взять за основу. В каждой работе важно постоянство. Как и указано в самих сводах, нужно бороться с произведением до конца. Поэтому нельзя останавливаться на полпути и бросать выполнение пунктов, если у начинающего гитариста появились затруднения.
Так что же за правила для музыкантов оставил потомкам Шуман? Давайте ознакомимся с каждым из них поподробнее.
Список правил для музыкантов
Необходимо развивать слух с самого раннего возраста. Вокруг маленького человека десятки различных звуков – чириканье птиц, шум дождя. Нужно стараться находить разные тембры во всех них.
Для развития навыков играются гаммы и технические упражнения. Однако не следует лишь наигрывать их до посинения, а стоит выполнять другие задания. На одном «игрании» гамм далеко не уедешь.
Так называемая «немая клавиатура» совершенно непригодна для формирования музыкальности.
Ритмичная игра – основа для любого начинающего музыканта. Многие «профи» играют так неровно, что не хочется слушать.
Гармония – основа основ для любого музыканта. Следует ознакомиться с ней как можно раньше.
Боязнь музыкальных терминов? Не, не слышал. Если видишь незнакомое слово, то стремись ознакомиться с его значением, а не пропускать.
Не следует бездумно стучать по струнам – лучше всего сразу соблюдать задуманные автором акценты и обозначения. А также доигрывать своё произведение до самого конца.
Несоблюдение темпа (и его неверная трактовка) – одна из главных ошибок.
Не недооценивайте лёгкие произведения – они становятся базой для исполнения более трудных. Всегда нужно играть их легко и в характере.
Инструмент должен быть хорошо отстроен. Кстати, это относится и к человеческому голосу!
Нужно запомнить пьесу не только пальцами. Вы должны уметь проигрывать её и в голове. Причём звучит не только мелодическая линия, но и гармоническая основа.
Даже если вы не обладаете достаточно развитым голосом, то нужно петь, подыгрывая на инструменте. Это разовьёт ваш слух.
Развиваться стоит до такой степени, чтобы можно было представить произведение, не слушая его, а лишь увидев на нотном листе.
Не бойтесь тех, кто вас слушает. Кстати это отличные правила для музыкантов, т.к часто начинающие исполнители сбиваются, ожидая реакции зрителя или члена приёмной комиссии.
Лучше всего представить, что вас слушает истинный мастер, который высоко оценит талант.
Если предстоит сыграть с листа незнакомую пьесу, то всегда посмотрите ее «скелет» глазами. Следует охватить форму, которая будет давать в голове представление обо всех фрагментах.
Если, что называется «наелся», то лучше прекратить занятия на сегодня. Лучше завтра приступить с охотой за разучивание, чем играть через силу с пресным лицом. Но не злоупотребляйте этим правилом!
Некоторые советы музыкантам всё-таки устарели. Или, по крайней мере, стали спорными. Например, не играть модную коммерческую музыку (скажем, исключительно в целях заработка). Лучше уделить время проверенной классике.
Неожиданно, но жизненные правила музыкантов пересекаются и со здоровым образом жизни. Принимайте лёгкую и полезную пищу, потому что пища для души (музыка) имеет много общего с физической подпиткой.
Техника и пассажи из количества переходят в качество. Но только там, где они действительно необходимы.
Не способствовать распространению музыкальной «непотребщины». Из этого же следует совет:
Стараться исключить музыкальный шлак из своего «рациона».
Не ставь блестящее техничное исполнение поверх авторского замысла. Всё-таки слушатель должен, прежде всего, запомнить мысль произведения.
Не переделывай пьесу под себя. Не выдумывай ненужные украшения и мелизматику, противоречащие автору.
При выборе репертуара лучше советоваться с более опытными коллегами и учителями. Не всегда этот опыт может быть положительным, но чаще – сэкономит время.
Знакомство с произведениями мастеров следует проводить в хронологическом порядке, но пытаться охватить самые важные этапы их творческого пути.
Не стоит проникаться мимолётным успехом бездушных виртуозов «технарей».
Популярность музыки – вещь приходящая. Поэтому не стоит до седых волос пытаться поймать текущие тренды и быть модным.
Регулярное исполнение на публику добавляет опыт. Но не нужно играть то, чего вы стыдитесь.
Используй возможность игры в ансамбле – дуэт, квартет, аккомпанемент певцу. Когда музыкант играет в тандеме, то он начинает понимать форму, логику, учиться подстраиваться на ходу.
Не следует относиться с пренебрежением к «малозначительным» музыкантам оркестра, ансамбля. Каждый участник вносит свою важную роль.
Любовь к своему инструменту – это отлично. Но не стоит забывать и о существовании других.
Когда ты будешь сформирован как музыкант – делай упор на изучение партитур. Любой исполнитель черпает знания с нотного листа.
«ХТК» Баха – прекрасная база для растущего музыканта. Играй его, и будет тебе счастье.
Перенимай опыт у своих товарищей.
Отдых на природе с поэтическим сборником – прекрасный выбор!
Вокалисты могут дать некоторые полезные знания. Но относись к выбору их советов с осторожностью.
Практически все произведения и «фишки» были придуманы до тебя. Поэтому не слишком гордись композиторским даром, а считай его посланием свыше. И конечно – доноси его до слушателя.
Лучшее «лекарство» от формирующегося завышенного самомнения – прослушивание классических произведений признанных мастеров.
Антон Тибо и его Чистота муз. Искусства – твоя будущая настольная книга.
Опять же устаревшие правила для музыкантов, но для полноты картины приведём их. Почитание органной музыки, особенно церковного исполнения. Нужно стараться использовать возможность сыграть на этом инструменте.
Орган – это отличный инструмент для тренировки чистоты звукоизвлечения.
Пение в хоре средних голосов разовьёт твой профессионализм. Линия баса и сопрано обычно чётко слышна и вычленяема. Следование же за альтом требует развитого слуха.
Музыкальность – это и умение импровизировать, и доигрывать фразу, даже если ты её забудешь.
Развитие в себе музыкальности – одна из главных задач. Её можно добиться не только многочасовыми техническими затачиваниями навыков, но участием в ансамблях.
Наслаждайся звуком певческого голоса, ищи в нём неизвестные тебе краски.
Народная музыка – настоящая кладезь знаний.
Практика в чтении старых ключей необходима.
Отличный способ натренировать музыкальную память – внимательно прислушиваться к другим инструментам и проигрывать в голове услышанную только что мелодию.
Оперная музыка не только красива, но и полезна.
Проверенное временем старое – это хорошо. Но не стоит пренебрегать и новыми произведениями. Например, сейчас пишут отличные мелодии на гитаре.
Некоторые произведения «распробываются» не с первого раза. Поэтому, если тебе не понравилась пьеса, то не спеши забывать о ней. Возможно, через время она придётся по душе.
Нужно стараться приобщаться к высокому искусству.
Мелодия – далеко не вся музыка. Настоящие произведения состоят не только из простенького ритма и напева. Гармония, динамика, форма – только некоторые составляющие.
Сочинение собственных небольших мелодий – признак хорошего прогресса.
Настоящая музыка происходит из глубины души. Только такая сможет покорить слушателя.
Юношеское витание в облаках – это хорошо в определённое время. Но не стоит навсегда оставаться в этом царстве, обязательно овладевай нотной грамотой.
Дирижирование – ещё одна полезная стезя. Вместе с ним можно изучить, как играть под метроном.
Стоит изучать и другие науки, помимо музыки.
Для искусства подойдут почти все те же моральные нормы.
Терпенье и труд – ну вы поняли.
Не расплескай свой талант.
Энтузиазм – основной двигатель художественного прогресса.
Не следует сразу ставить во главу угла заработок посредством исполнения музыки. Сначала следует научиться ей, а остальное постепенно приложится.
Без изучения формы невозможно полностью понять содержание произведений.
Не каждый поймёт гениального музыканта. Скорее всего, только такой же коллега.
Высший пилотаж – это мыслепредставление произведения в виде его партитуры.
Нет предела совершенству своих навыков.
Заключение
Многие из этих советов предназначены для академических музыкантов. Это связано с эпохой, в которую они были написаны. Но можно почерпнуть массу полезной информации и современному начинающему музыканту, и даже состоявшемуся профессионалу.