Бой «восьмерка» является самым сложным среди базовых схем гитарного штриха. Он состоит из 8 ударов, которые надо играть с разной длительностью. Из-за этого существует огромное множество разновидностей этого боя.
Есть два основных рисунка «восьмерки» с глушением и без глушения. Все прочие схемы являются вариациями. Некоторые из них вы найдете, изучив эту статью.
Если вы освоите «восьмерку», то другие виды боя не вызовут у вас никаких затруднений.
Описание боя
Главный принцип данного вида гитарного штриха – это расстановка акцентов. С опытом вы поймете, что зачастую не нужно задействовать все 6 струн.
Но поначалу обязательно играйте аккорды полностью. Больший акцент делайте на верхние ноты, то есть на первые три струны. Так аккорды будут звучать более звонко.
Справка.
Бой «восьмерка» играется чаще всего в медленном или среднем темпе в песнях балладного типа. Хотя иногда этот штрих используют и в быстрых композициях. Например, песня группы ДДТ – «Расстреляли рассветами».
Бой «Восьмерка» без глушения
Классическая и самая распространенная схема гитарного штриха без глушения выглядит следующим образом.
Важно!
Делите каждую схему «восьмерки» на ритмические части. Так вам будет проще выучить бой. Например, в классической схеме без глушения 4 смысловых части по 2 удара на каждую (1+2, 3+4, 5+6, 7+8).
Бой «Восьмерка» с глушением
Классический рисунок «восьмерки» с глушением выглядит следующим образом.
Здесь глушатся 2 и 7 удары. При такой схеме не нарушается ритмичность боя. Поэтому она является наиболее распространенной. Например, глушение на 4 проходе создаст паузу в ритмическом рисунке. В некоторых песнях это уместно, но в большинстве случаев только испортит композицию.
Вариации и расширенные схемы боя
«Восьмерка» интересна тем, что ее можно легко модернизировать под собственные задачи. Для этого достаточно поменять последовательность или длительность ударов по струнам. Мы покажем вам 2 вариации боя без глушения и 2 расширенные схемы.
Вариация 1
Первая разновидность практически полностью повторяет классическую «восьмерку». Разница заключается в направлении двух последних проходов. Посмотрите на схему и сравните.
Теперь прослушайте аудиозапись и попробуйте сами сделать вывод о разнице звучания двух вариаций этого штриха.
Вариация 2
Вторая разновидность отличается гораздо сильнее.
В ней основной акцент сделан на первые 4 удара (особенно на третий), а проходы с 5 по 8 играются быстро. Вторая часть боя как будто догоняет первую половину. Создается интересный плавающий ритм.
Расширенная схема 1
Расширенные разновидности данного штриха представляют собой те же 8 основных ударов плюс 2 дополнительных. Чаще всего они «спрятаны» в середине рисунка.
Первая расширенная вариация выглядит следующим образом.
Расширенная схема 2
Вторая расширенная версия «восьмерки» выглядит следующим образом.
Прежде чем прослушать аудио, сравните этот рисунок со второй вариацией «восьмерки» без глушения. Первые 2 и последние 4 удара в схемах совпадают. Дополнительные же 2 прохода в расширенной схеме делают музыкальную фразу чуть более выразительной.
Как самому придумать собственную разновидность боя
Каждый рисунок гитарного штриха состоит из трех основных параметров:
- Количество ударов;
- Направление проходов (вверх или вниз);
- Длительность звучащих аккордов.
Изменив один или оба этих параметра, вы получите новую вариацию. Начать лучше всего с видоизменения уже известных вам схем. Поменяйте направления проходов в середине рисунка. Сыграйте и послушайте, как это звучит.
Упражнения под бой «восьмерка»
Если у вас возникли проблемы со штрихом, то выполните два наших упражнения. Они направлены на отработку необходимых технических навыков, чтобы играть данный бой.
Работать нужно обязательно с метрономом. Начинайте с маленьких скоростей. Помните, что ваша задача научиться играть правильно.
2 аккорда на один бой
Ритмический рисунок «восьмерки» достаточно большой. Поэтому иногда в нем играется сразу два аккорда. Ваша задача на первые 4 удара сыграть один аккорд, а на вторые 4– друг ой аккорд. Ниже представлены последовательности. Можете воспользоваться ими или придумать свои.
- Am – Dm
- Am – C
- Em – G
- A – D
Пропуск ударов
Данное упражнение направлено на то, чтобы научить вас самостоятельно придумывать собственные разновидности боя.
Возьмите любую схему расширенной «восьмерки». Она состоит из 10 ударов. Ваша задача заключается в том, чтобы оставить 8. Убирайте проходы парами. Например, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7.
10 популярных песен для игры под «восьмерку»
Ниже представлено 10 известных композиций, которые можно сыграть «восьмеркой». Также вы можете использовать эти песни для отработки упражнений.
- Агата Кристи – «Два корабля»
- ДДТ – «Метель»
- Lumen – «Гореть»
- Звери – «Дожди-пистолеты»
- Сектор Газа – «Лирика»
- Алиса – «Мама»
- Монгол Шуудан – «Москва Кабацкая»
- Константин Никольский – «Мой друг – художник и поэт»
- Мара – «Самолеты»
- Земфира – «Знак бесконечность»
Советы начинающим
- При изучении боя делите его на 2 части. Так вам будет проще запомнить последовательность движений правой руки. При этом необязательно на каждую часть должно приходиться 4 удара.
- Сначала играйте как можно медленнее. Во-первых, так вы в точности отработаете длительности. Во-вторых, вы точно не потеряете и не добавите в бой лишние удары.
- Если вы научились хорошо исполнять этот штрих, то придумывайте собственные вариации. Добавляйте и убирайте удары, по-разному комбинируйте движения правой руки.
- «Восьмерку» без глушения лучше всего играть медиатором. Так каждый удар по струнам будет слышаться более отчетливо, а звук будет более «острым». С глушением этот штрих лучше играть пальцами. Так лучше будет получаться «шелчок» по струнам.
- Если вы играете на нейлоновым струнах, вместо медиатора используйте ноготь указательного пальца. Так струны на вашей гитаре проживут намного дольше.
- Расставляйте акценты в песне, увеличивая громкость ударов по струнам. Не нужно исполнять всю песню монотонно.
- Не играйте от плеча. Совершайте экономные движения кистью. Четкость и громкость звука зависят от резкости ваших движений, а не от размаха для удара по струнам.
- В то же время не нужно «гладить» струны. Извлекайте звуки так, будто вы хотите зажечь спичку резким движением.
- Если аккорды звучат тускло или не звучат вовсе, убедитесь, что зажимаете их правильно. Струны не должны глушиться пальцами. Прижимать их нужно как можно ближе к металлическому ладу.
- Если у вас уже хорошо получается глушение правой рукой, попробуйте глушить струны левой. Это придаст интересный эффект звучанию. Вместо привычного щелчка будет слышаться «шорох».