Сякухати — один из самых распространенных японских духовых инструментов.
Что такое сякухати
Тип инструмента — продольная бамбуковая флейта. Относится к классу открытых флейт. В русском языке также иногда именуется как «сякухачи».
Исторически сякухати использовали японские дзен-буддисты в своих техниках медитации и в качестве оружия самообороны. Также флейта применялась среди крестьян в народном творчестве.
Музыкальный инструмент широко используется в японском джазе. Также его часто применяют при записи саундтреков к западным голливудским фильмам. Яркие примеры: «Бэтмен» Тима Бертона, «Последний самурай» Эдварда Цвика и «Парк юрского периода» Стивена Спилберга.
Конструкция инструмента
Внешне корпус флейты похож на китайский сяо. Представляет собой продольный бамбуковый аэрофон. Сзади находится отверстия для рта музыканта. Число отверстий для пальцев — 5.
Модели сякухачи различаются строем. Всего существует 12 разновидностей. Кроме строя, корпус отличается длиной. Стандартная длина — 545 мм. На звучание также влияет покрытие внутренностей инструмента лаком.
Звучание
Сякухати создает гармоничный спектр звучания, содержащий основные частоты, даже при игре необычных гармоник. Пять тоновых отверстий позволяют музыкантам играть ноты D-F-G-A-C-D. Перекрещивание пальцев и прикрытие отверстий наполовину создают аномалии в звуке.
Несмотря на простую конструкцию, распространение звука в флейте имеет сложную физику. Звук исходит из нескольких отверстий, при этом создается индивидуальный спектр для каждого направления. Причина кроется в природной несимметричности бамбука.
История
Среди историков не существует единой версии происхождения сякухати.
Согласно основной сякухати произошел от китайской бамбуковой флейты. Китайский духовой инструмент впервые попал в Японию в VII веке.
В Средневековье инструмент сыграл важную роль в становлении религиозной буддистской группы Фукэ. Сякухати использовался в духовных песнях и воспринимался как неотъемлемая часть медитации.
Свободное путешествие около Японии было запрещено сегунатом в то время, но монахи Фукэ игнорировали запреты. Духовная практика монахов подразумевала постоянное перемещение из одного места в другое. Это повлияло на распространение японской флейты.