Ритмы на гитаре. Общая информация
Чувство ритма – одна из важнейших черт, которая должна присутствовать у любого музыканта. Вырабатывать его следует с самых первых занятий на инструменте, поскольку, чем дальше вы будете продвигаться в своем обучении, тем сложнее будет привить его. Ритмов на гитаре существует огромное количество, и, по сути, для каждой песни он свой. Тем не менее, существует ряд уже принятых канонов, от которого отталкиваются все композиторы, и именно им и посвящена данная статья. В ней мы рассмотрим стандартные ритмы под гитару, объясним, как играть внутри них и как ориентироваться в размерах и тактах.
Виды ритмов на гитаре по стилю
Еще его называют 2/4, в зависимости от количества тактов. Это самый стандартный ритмический рисунок, в котором записано большинство музыкальных произведений. Именно в этом размере играются такие известные бои как «четверка», «шестерка» и «восьмерка».
Этот размер еще называют 3/4. Также очень популярный ритм, на котором построено огромное количество произведений. Рассчитывается он так: «Раз-два-три», и каждый такт включает в себя три полных удара.
Стандартный рок и поп-ритм, в котором акцент выставляется на первую, четвертую и седьмую проигрываемые ноты. Разумеется, существуют и исключения – все зависит от того, какие акценты раздают ударные, и какие требуются композиции.
Жесткий и прямолинейный ритм, под который часто играются металические риффы на гитаре. Этот рисунок был популяризирован олдскульными метал-командами и применяется и по сей день.
Классический рисунок, от которого пошли многие другие ритмы на гитаре. Представляет из себя последовательные удары медиатором с акцентом на первую и третью доли. Именно с него начинают свое обучение большая часть новичков.
Довольно интересный рисунок, который применяет в себе не очень распространенную технику апстроука. Акцент в данном случае выставляется не на сильную, как делали бы другие ритмы на гитаре, а на слабую долю, благодаря чему достигается интересная и необычная пульсация. При этом очень часто используются аккорды без баса вообще.
Родоначальник ска-ритма, здесь акцент так же выставляется на слабую долю. Разница в том, что здесь используется бас, а также все играется не чесом, а ударами вверх и вниз.
Ритм, который характерен для одноименного жанра музыки. Его фишка в отрывистом звучании всех аккордов, с паузами между ними. Это довольно сложный рисунок, к которому надо привыкать, и, тем не менее, он значительно разнообразит вашу игру.
Ритмический рисунок, в котором главной фишкой является особая басовая мелодия, сыгранная на гитаре. В кантри он как бы акцентирует отдельные ноты аккорда, расширяя и дополняя их. Кроме того, часто используется прием легато, за счет чего и достигается та самая мелодика, характерная для кантри.
Очень похожий на кантри ритм, который, тем не менее, значительно упрощен. Здесь все играется пальцами, при этом по струнам может делаться несколько ударов. Благодаря этому достигается характерная раскачка мелодии и своеобразная ритмика.
Как научиться ритму на гитаре. Краткая теория ритма
Темп – это то, с какой скорость отсчитываются восьмые ноты внутри всей песни. По сути, это скорость композиции, в которой существуют все инструменты. Обычно он отсчитывается при помощи метронома. Что такое метроном, и как его использовать, можно прочитать в соответствующей статье. Композиция может менять свой темп по ходу игры, однако ни один инструмент не должен выбиваться из него.
Если у вас под рукой нет метронома онлайн, то попробуйте ориентироваться по темпу секундной стрелки на любых настенных часах. Он составляет 60 ударов в минуту. Если вы в один удар будете играть сразу две ноты, то тогда темп станет 120, и так далее.
Самый простой способ отсчета темпа, который используется в размерах, кратных 4. Вы просто считаете в уме «раз-два-три-четыре», и акцентируете ноты на первый и третий удар, либо на второй и четвертый.
Вальсовый отсчет. То же самое, что и отсчет на четыре, но внутри такта вы отсчитываете «Раз-два-три». Чаще всего акцент выставляется на каждый первый удар – как в метрономе, так и на самом инструменте.
В каждом такте существуют так называемые сильные и слабые доли. На первые выставляются акценты – как правило, это удары в бас-барабан, либо более сильный удар по струне. На слабую идет удар в малый барабан, а также отсутствие акцента. В паузах каждой партии инструмент продолжает играть, при этом каждая пауза тоже равна какой-то части такта. То есть, при паузах вы все равно слушаете метроном и считаете, сколько ударов он делает.
Очень удобным способом считается разделение ритма при помощи фразы «и», то есть вы считаете как «Раз – и – два – и – три – и – четыре». Таким образом, каждая пауза удара метронома фиксируется и разделяется, благодаря чему вы будете понимать, в какой момент вам нужно играть, а в какой – нет.
Этот счет можно сгруппировать по нотам. Первые шесть ударов – это шесть восьмых нот. Последние два – две восьмых. Таким образом, мы имеем восемь восьмых нот, которые равны четырем четвертым. В этом случае отсчет выглядит таким образом – «Раз и два» «и три и» «четыре и», и так далее.
Способ игры в этих ритмах под гитару ничем не отличается от остальных – вы играете восьмыми нотами вверх и вниз, однако имеется несколько нюансов.
- Акцент выставляется на первом ударе, он же играет по всем струнам.
- Второй удар играет только басовые ноты, без первой и второй струны.
- При игре любого рисунка, отличного от пункта 1 – глушите струны.
Где пригодятся на практике знания ритмов гитары
Вам необходимо выучить различные ритмические рисунки, чтобы ваша музыка звучала ровно и едино. Если вы сбиваетесь с темпа, постоянно вылетаете из него, то тогда вам определенном стоит еще попрактиковаться, прежде чем организовывать свой коллектив.
Опять же, чтобы правильно играть в такт барабанщику и правильно выставлять акценты, вам необходимо выучить все имеющиеся здесь ритмы. Кроме того, важно научиться играть под метроном, а также понимать, как строится ритмическая партия. Помимо прочего, разучивание разных ритмов разнообразит ваш стиль игры.
Поскольку все виды боев, так или иначе, находятся внутри размеров, то очень важно привить себе чувство ритма для правильного исполнения песен. Особенно это критично при игре в несколько гитар, когда вылет одного музыканта из темпа чувствуется особенно остро.
Опять же, даже простые переборы на гитаре укладываются в определенный размер. А поскольку ноты внутри них играются раздельно, то и моменты, когда вы не успеваете или торопитесь, будут ощущаться еще более остро. Именно для того, чтобы этого избежать, и надо прививать себе чувство ритма.
Для правильного подбора перкуссии и стуков по акустической гитаре, вам надо понимать, когда это нужно сделать, а когда нет. Вопрос стоит даже в том, какой звук извлечь в конкретный момент. Здесь вам поможет знание долей и того, на какие из них нужно выставлять акценты.
Заключение
Как уже было сказано выше, ритм – основа любой музыки. Именно поэтому в первую очередь вам стоит озаботиться выработкой чувства ритма и ровной игры. Играйте под метроном, учите различные рисунки, и тогда вы не только станете играть четко, но и значительно расширите свой музыкальный кругозор, а также найдете множество интересных ходов.