Как выбрать медиатор для гитары. Вводная информация
Одним из основных инструментов для извлечения звука является медиатор. Это тонкая пластинка из натурального или синтетического материала, которой бьют по струнам, таким образом, получая звук. При этом он выходит гораздо острее и жестче, чем при игре пальцами, за счет более сильной атаки – и именно поэтому на данный момент плектр используют даже при игре сложными переборами – правда в этом случае он надевается на пальцы, как при игре на банджо.
В данной статье мы расскажем вам, какой медиатор выбрать, дадим краткую характеристику почти всем их видам, а также резюмируем все сказанное и подготовим советы по тому, какой плектр купить лучше всего.
Выбор материала
Первое, на что стоит обратить внимание – это, разумеется, материал, из которого сделан плектр.
Жесткость медиатора – одна из важнейших вещей, к которой стоит присмотреться. Например, многие гитаристы, которые привыкли играть гитарную текстуру на акустическом инструменте, предпочитают медиаторы, которые гнутся практически как бумага. Те же, кто играет солирующие партии, любят жесткие пластинки – потому что они дают отличную атаку.
Никому не хочется, чтобы его новый медиатор сточился после первой же сыгранной песни. Именно поэтому стоит обратить внимание на то, насколько быстро медиатор ломается. Разумеется, сделать это нельзя никак иначе, кроме как опытным путем – поэтому первый совет для любого гитариста – это покупать разные медиаторы, просто чтобы понять, на чем удобно играть лично вам.
Это уже более относительная вещь, которая удобна каждому по-своему. Кто-то очень любит мягкие медиаторы, просто потому что с ними играть проще, а кто-то – жесткие, из-за их атаки. В этом отношении полагайтесь на свои ощущения.
Еще один вопрос об удобстве. В этом отношении также полагайтесь просто на свои чувства и ощущения – кому-то нравятся более пластичные, кому-то менее. Однако учтите, что если вы хотите играть на гитаре аккордами, то для лучшего звучания гитары рекомендуются все-таки более гибкие варианты, в отличие от солирования.
Опять же – в данном отношении ориентируйтесь не на советы в Интернете, а на собственные чувства. Самое главное – чтобы медиатор хорошо лежал в руке, не выскальзывал из нее, а также не выбивался во время игры.
Читайте также: Как играть блюз на гитаре
Медиатор размер и форма
Медиаторы могут быть небольшими, с закругленными краями, либо же широкими, с острыми углами. Кроме того, существуют и совсем необычные плектры, в форме эмблем, голов животных, или чего-то другого. Опыт гитаристов показывает, что данные варианты не то, чтобы сильно заслуживают внимания – хотя, опять же, смотрите сами – что будет удобнее вам.
Различия лишь в одном – силе атаки по струнам. Острые варианты дают острый, яркий звук, тогда как тупые – глухой и более смазанный, подходящий скорее для, опять же, игры аккордами.
От этого также зависит атака по струнам. Обратите внимание на то, что при игре вниз и вверх угол скоса так или иначе будет разниться.
Тут уже все зависит от того, как каждый из плектров лежит у вас в руке. Выбирайте тот, который удобен вам – самое главное, чтобы он не цеплял струны и не выскальзывал из руки.
Несколько общих тезисов
Во-первых, выбор лучших медиаторов для гитары – вопрос сугубо индивидуальный. Пробуйте разные модели – и в определенный момент вы совершенно точно найдете наилучший для себя вариант.
Во-вторых, все-таки старайтесь проглядываться к шероховатым моделям, поскольку они почти не выскальзывают из пальцев, что значительно упростит процесс игры.
В-третьих, существуют варианты, которые объективно хуже других – например, деревянные медиаторы однозначно быстрее стачиваются и ломаются, чем остальные, а стальными играть непривычно и сложнее.
В разделах ниже вы сможете прочитать про большую часть материалов, из которых изготавливаются медиаторы, а также прослушать аудио примеры их звучания.
Медиаторы изготовленные из натуральных материалов:
Это самые жесткие медиаторы, которые даже при небольшой толщине довольно жесткие. Кроме того, они дают хороший, четкий тон. Главный минус – невозможность их достать нигде, кроме как в интернет-магазинах, а также стоит сказать об их высокой стоимости.
Отличный вариант для тех, кто хочет получить тон черепашьего медиатора, но при этом не настроен, покупать подобные вещи через интернет. Плектры из панцирезаменителя дают тот самый характерный тон. Однако их довольно тяжело достать, и все они имеют большую толщину.
Пример звучания:
Это просто очень плохие плектры. Дело в том, что изначально цель была довольно хорошая – создать качественные медиаторы для акустической гитары, которые бы давали тот самый «Черепаший» тон, без необходимости выращивать и убивать черепах. Однако главная проблема заключается в том, что медиаторы изготавливаются из панцирей морских черепах, чьи пластины укрепились за счет их нахождения в воде. К сухопутным черепахам же это никакого отношения не имеет.
Это довольно хороший вариант для любого гитариста. Они имеют яркий и теплый тон, а также довольно жесткие и прочные. Главный минус заключается в том, что они не гнутся, а также сами по себе довольно толстые. Тем не менее, это отличный вариант медиатора для бас-гитары.
Пример звучания:
Еще один замечательный вариант медиатора из натурального материала. Обладает достойным тоном и атакой, однако точно также имеет большую толщину и почти не гнется.
Пример звучания:
Неоднозначный вариант. С одной стороны, деревянные медиаторы имею крайне своеобразный, но интересный звук, а также приятную на ощупь текстуру. С другой стороны – они очень быстро стачиваются, из-за чего постоянно приходится покупать новые варианты.
Пример звучания:
То же самое, что и с обычными деревянными медиаторами – интересный тон, однако очень быстро приходят в негодность.
Пример звучания:
Один из типов медиаторов, которые могут дать тот самый «черепаший» тон, который нравится большому количеству гитаристов. Тем не менее, медиаторы из рогов буйвола быстро стачиваются и очень ломкие.
Пример звучания:
Довольно специфичный медиатор. Он очень твердый, что нравится некоторым гитаристам – поэтому крепок и долговечен. Однако из-за этого при игре будет образовываться лишний шум, а сама по себе атака этим плектром далека от совершенной. Кроме того, он не гнется.
Пример звучания:
Крайне специфичный вариант, который лучше всего подойдет солирующим гитаристам. Он дает крайне специфичный окрас тона, который сложно с чем-то спутать. Однако этот материал не очень подходит для игры аккордами – но хорошо показывает себя в солирующих партиях.
Пример звучания:
Металлические медиаторы дают крайне теплый и нежный тон, однако вместе с этим они жестко ощущаются на струнах, а также совсем не гнутся.
Пример звучания:
Хороший вариант медиаторов, которые дают нежный и мягкий тон. Они довольно жесткие, что может не понравиться некоторым гитаристам.
Медиаторы изготовленные из синтетических материалов:
Это самые тонкие медиаторы в мире. Они идеально подойдут для того, чтобы играть аккордами, но из-за своих размеров ими будет тяжеловато играть соло-партии – просто потому что они не смогут дать ту атаку, которая необходима.
Они имеют удобный скос, и считаются одними из лучших медиаторов из синтетических материалов. Из минусов стоит отметить, что в продаже имеются только толстые варианты.
Это дешевые и гибкие медиаторы с приятной на ощупь текстурой. Собственно, выделяются они только своей ценой – поскольку являются хрупкими и очень гибкими.
Пример звучания:
Это также дешевый и доступный почти каждому вариант. Собственно, именно такие медиаторы являются сейчас наиболее популярными. Минус – быстрый износ.
Пример звучания:
Огромное количество современных плектров изготовлены именно из этого материала. Он не скользит в руках, очень гибок и удобен, а также имеет небольшую цену. Тем не менее, многие замечали, что при игре этими медиаторами тон становится менее читаемым.
Это основной материал, из которого изготавливаются медиаторы. Они крайне дешевы и имеют свой, неповторимый тон. Кроме того, достать их можно везде. Это будет наилучшим выбором, который проверен не одним профессионалом.
Пример звучания:
Акриловые медиаторы имеют высокую прочность и жесткость, благодаря чему дают сильную и читаемую атаку. Минус же заключается в том, что они выскальзывают из рук, из-за чего становятся неудобными.
Пример звучания:
На самом деле, на данный момент эти плектры – один из лучших вариантов для покупки. Мало того, что они довольно дешевы, так еще и дают тот самый «черепаший» тон, который нравится многим музыкантам.
Пример звучания:
Это еще один интересный вариант. Существует огромное количество медиаторов из этого материала с самыми разными конфигурациями, кроме того, атака им дает интересный и насыщенный тон. Минус в их стоимости – они очень дорогие.
Пример звучания:
Довольно редкий материал, который, тем не менее, крайне долговечен. Однако он не гибок, и подойдет для игры соло-партий.
Пример звучания:
Это плектры, которые можно заказать только с пары сайтов. Их достоинство заключается в том, что по факту внутри одного медиатора собраны разные варианты скосов, острия и подобного – поэтому вы можете даже в процессе игры менять их для нужного звука.
Пример звучания:
Толщина медиатора
Медиаторы разделяются на следующие группы по толщине:
- Супертонкие – их толщина меньше 0.44 миллиметра;
- Тонкие – от 0.45 до 0.69 миллиметра;
- Средние – от 0.70 до 0.84 миллиметров;
- Толстые – от 0.85 до 1.2 миллиметров;
- Очень толстые – более, чем 1.2 миллиметров.
Толщина медиатора важный аспект, на который стоит обратить внимание. Например, на бас-гитаре неудобно играть тонкими, а на обычной, наоборот – толстыми.
Выбор наконечника и скоса
Наконечник может быть острым и тупым. Тут уже все зависит от ваших личных предпочтений – например, гитарист Queen играл монетой, с тупым наконечником, однако большинство гитаристов предпочитает острые.
Скос – тоже вопрос предпочтений. Пробуйте разные медиаторы и решите для себя – какой лучше.
Выбор формы и стиля
Ниже приведены картинки медиаторов различной формы. Выбирайте, что вам больше по душе – лучше всего попробуйте все и определитесь, что наиболее удобно.
- Standard Shape Стандартная форма
- Standard Shape, Sharp Tip Стандартная форма, острый наконечник
- Jazz III, aka Little Jazzer Джаз III, также известный как Маленький Джаззер
- Pointy Pick Заостренная Пика
- Shark Fin Pick Акулий плавник
- Teardrop (wide) Капля (широкая)
- Teardrop (narrow) Капля (узкая)
- Triangular Pick – Треугольник
Медиатор для пальцев
Медиаторы для пальцев надеваются на подушечки, тем самым давая ту самую атаку, которой не хватает при игре перебором. Стоит отметить, что перед тем, как пользоваться ими, стоит освоить не только то, как играть медиатором, но и постановку пальцев на гитаре. Они широко применяются различными фингерстайл-исполнителями, а также являются необходимым аксессуаром при игре на банджо.
Советы по выбору идеального медиатора
Избегать следует неудобных вам медиаторов, а также советов других знакомых. Выбирайте сами – поскольку то, что используют одни, вполне возможно, что не подойдет вам. Если вас пытаются убедить в том, что какой-то медиатор – хороший, а вы ощущаете, что вам просто не нравится его звук и то, как он лежит в руке – лучше всего откажитесь от такого.
Лучший вариант для начинающего – это медиаторы стандартной формы из Тортекса или Ультема. Скорее всего, один из таких вам точно подойдет. Модели из натуральных материалов более экзотичны, и с ними придется поработать, тогда, как вышеприведенные плектры не подводят никогда.
Если же вам хочется попробовать что-то новое – то лучший способ сделать это – просто купить много необычных и незнакомых вам медиаторов. Послушать их, поиграть несколько репетиций, и только после этого сделать выбор.
Как сделать медиатор для гитары своими руками
Во-первых – чем можно заменить медиатор для гитары? Всем, чем угодно. Монеткой, или же любым небольшим кусочком чего-то, что не гнется, и не стачивается об струны быстро. Идеальный вариант – старые пластиковые карты.
Для того, чтобы сделать медиатор – просто возьмите пластинку материала, нужного вам, той же толщины, что и плектр, нарисуйте на ней контур, и вырежьте его ножницами.
Держатель для медиаторов. Варианты крепления и хранения
В магазинах продаются специальные держатели с клейкой полосой, которые прикрепляются к гитаре, и в которую помещаются плектры. Купить ее можно очень дешево – и на данный момент это наиболее удобный вариант.
То же самое есть и для струн – однако этот вариант менее удобный, потому что может упасть и потеряться.
Это подойдет для домашних гитаристов, которые занимаются за своим столом. В этом случае медиаторы будут в одном месте, и вы вряд ли потеряете их.
Во время концерта вы можете просто вставить медиаторы на стойку микрофона, и они всегда будут под рукой.
Еще один вариант – закрепить плектр между струнами у первого лада. Там они будут хорошо держаться.
Самое простое – положить все плектры в чехол и доставать по мере необходимости. Минус в том, что они не будут под рукой всегда.
В некоторых музыкальных магазинах продаются напульсники с кармашками для медиаторов. В теории оно довольно удобны, на деле же – не очень практичны.