Вводная информация
Если в игре не электрогитаре вершиной мастерства считается освоение техники свипа и скоростных соло, то освоение фингерстайла – это однозначно одно из очень серьезных достижений в игре на акустике. Этот способ игры требует от гитариста идеальной координации обеих рук, высокой скорости игры пальцами и переборами, а также чистого звукоизвлечения. Эта техника игры позволяет серьезно вырасти в сочинении любой музыки, а также даст огромный простор в создании аранжировок. Почти все великие гитаристы, так или иначе, владеют или владели фингерстайлом. Именно для того, чтобы вы смогли сами научиться играть, красивые переборы на гитаре и создана эта статья.
Первый этап – это подготовка. Это значит, что если вы вообще не имеете представления о том, как играть пальцами – то лучше перейдите на виды переборов для начинающих – статью, где описываются базовые паттерны, которые лучше всего освоить перед тем, как заниматься фингерстайлом. Всего схем 21, но они довольно простые. Конечно, упражняться можно и без подготовки – однако тогда все будет даваться гораздо сложнее. Так или иначе, ниже – первая часть статьи, с базовыми и не очень сложными упражнениями.
Обозначения пальцев
Прежде чем начать обучение, стоит сказать об обозначении каждого пальца. В данных упражнениях и схемах их используется четыре – большой, который обозначается буквой «p», указательный, который маркируется как «i», далее – средний, под буквой «m», и безымянный – «a». Мизинец при этом не используется.
Для удобства также стоит сказать, что чаще всего большой палец будет отвечать за басовые струны, а остальные – за текстуру. Еще один совет – это приобретение специальных плектров, которые надеваются на палец. Таким образом, вы получите атаку по струне такой же, как и при игре, медиатором – звук станет четче и ярче.
Красивые переборы – табы и схемы
Первый, и самый простой перебор, который очень похож на партию не для гитары, а для банджо. В данном случае басовыми струнами являются 5 и 4. Помимо этого, в нем всего три ноты, которые играют поочередно тремя пальцами. Выглядит схема так:
Вместе с этим паттерном отлично подойдут такие аккорды как C, G, Am, а также их различные надстройки и модуляции. Тональность в данном случае – C, что позволяет без труда экспериментировать с аккордами внутри нее.
Второй паттерн уже значительно сложнее, поскольку при его игре требуется больше координации, а также скорости. Басовые струны в данном случае – шестая и пятая, а также четвертая. Обратите внимание, что нота текстуры в некоторых местах имеет двойную скорость – это значит, что он должна играться в два раза меньше, чем остальные. Кроме того, вторая струна на пятом ладу, которую вы дергаете в начале, должна звучать постоянно – это сильно усложняет задачу, поскольку надо играть так, чтобы пальцами не глушить ее. Схема следующая:
Этот паттерн идеально подойдет для блюза и кантри, а также отлично звучит с различными септаккордами – например, A7 или E7. Впрочем, подойдут и классические трезвучия. Тональность в данном случае – E.
Следующий вид перебора на гитаре тоже довольно сложный, однако однозначно стоит того, чтобы потратить на него время. Он обладает поистине мощнейшим грувом, который даже при повторяющейся игре способен унести слушателя в другое измерение. Этот паттерн можно вставлять даже в песни на электрогитаре, особенно если при этом нарулить очень гулкий эффект дисторшн. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.
В качестве аккордовой текстуры можно использовать различные формы G, C, Am и их достройки. Тональность – G.
Основная проблема в этом переборе – ритмический рисунок, который называется «свинг». Это значит, что басовая нота звучит дольше, чем текстура. То есть, получается примерно следующее – «Раз – пауза – два – три – пауза – два три» и так далее. К этому придется привыкнуть, потребуется некоторые время потратить на тренировки на гитаре. Басовые струны в данном случае – с шестой по четвертую.
Для текстуры аккордов хорошо подойдут E, C, B и их производные с поднятыми и опущенными ступенями. Тональность – E.
Обратите внимание на то, как в этом паттерне выстроена басовая партия – она использует октавы, по сути, играя одну и ту же ноту. В целом, с ним не должно возникнуть никаких проблем. Басовые струны – шестая и четвертая.
Для дополнения можно использовать различные аккорды тональности E. Это, например, тот же самый E, F или F#.
Очень простой перебор, для которого понадобится использовать только указательный и большой палец. По сути, его можно даже играть медиатором, используя в качестве вступления, прежде чем как играть боем на гитаре какой-то блюзовый или тяжелый мотив. Такой прием очень любят использовать современные тяжелые команды – наигрывая какой-то интервал на чистом звуке, и после – врываясь тяжелыми рифами. Басовая струна тут только одна – четвертая.
Аккорды к этому перебору можно подобрать следующие – D, G, F и другие, входящие в тональность перебора – D.
Используемые басовые кварты сразу выдают в этом переборе кантри-музыку. Тут же можно отработать важный для фингерстайла прием – щипок, когда вы одновременно играете несколько струн, кроме нижних. В целом, это еще один паттерн, который точно можно посоветовать для обучения основам красивого перебора струн. Басовые – с шестой по четвертую.
Аккорды, используемые в данном случае, могут быть, например, C, родственный ему Am, F и другие, входящие в основную тональность – C.
А вот в этом случае читается чистейший блюграсс, изначально играющийся на банджо. Об этом можно судить по характерному щипку на слабую долю. Лучше всего партия будет звучать в высоком темпе, и – будем честными – сыгранным именно на банджо. Тем не менее, для акустической гитары он тоже подойдет. Басовые струны – с шестой по четвертую.
В данном случае уместнее всего будут звучать характерные септаккорды, которые часто используются в кантри. Это могут быть, например, G7, D7 и другие. Тональность в данном случае – G.
И последний паттерн, который тоже хорошо подойдет для начинающего. Он будет хорошо звучать как на акустической, так и на электрогитаре, особенно если нарулить приятный чистый звук, обильно сдобренный дилеем, хорусом и ревером. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.
Аккорды красивого перебора могут быть следующие: A, E, Bm. Тональность в данном случае – A, поэтому используйте трезвучия, соответствующие ей.
Заключение и советы
Итак, в начале статьи мы писали, что фингерстайл лежит на трех китах – чистоте звучания, скорости игры и координации. И среди этого списка скорость – наименее важный аспект. Поэтому в отработке этих упражнений играйте под метроном и медленно, заставляя звучать буквально каждую ноту правильно – без глушения, звона и дребезга. Постепенно наращивайте темп и поставьте перед собой цель – исполнять паттерн чисто, а не быстро. Обязательно помните про постановку рук, а особенно – правой, ведь от нее зависит очень многое. Именно тогда вы встанете на правильный путь фингер-гитариста, который исполняет произведения не только в заданном темпе, но к тому же чисто и четко.