Гамма Соль-мажор на гитаре. Общая информация
Гамма соль-мажор принадлежит к одноименной тональности. По своей сути гамма представляет из себя последовательность ноты, выстроенных определенным образом. Для того, чтобы свободно импровизировать в данном ключе, вам необходимо выучить все боксы, или позиции, которые входят в него, после чего вы сможете без проблем подбирать сольные партии к любой текстуре в этой тональности. Импровизация – первоочередная вещь, для чего нужны гаммы.
Краткая инструкция по правильной игре гамм
Мы уже рассказывали об этом ранее, и, в целом, в случае с тональностью Соль-мажор, ничего не меняется. Инструкция указана ниже, и может использоваться при игре любых гамм вообще.
Гамма Соль-мажор теоретическая часть
Основная тоника данной гаммы – это нота G, или соль. Внутри нее есть две устойчивые ступени – это третья и пятая. В нашем случае это ноты B-си и D-ре. Они и составляют собой главный аккорд этой тональности – G. Все остальное – неустойчивые ступени, которые входят в расширенные, например, sus-аккорды. Для начала запомните только эти ноты, и после переходите к следующему разделу.
Любая мажорная гамма строится по следующей схеме тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Соль-мажор – не исключение из этого правила. Итак, ноты в гамме расположены следующим образом:
G A B C D E F#G
Как можно увидеть, в данной тональности только одна диезная нота, поэтому она не сложна в понимании и проигрывании.
Параллельная тональность Соль-мажору – Ми-минор. В ней содержатся те же самые ноты, но выстроенные немного в другой последовательности.
Гамма Соль-мажор ноты и табы в 5 позициях для начинающих
Внутри каждой из представленных позиций задействуются одни и те же ноты, только выстроенные в разном порядке. Поэтому для развития музыкальной памяти, а также более удобной и быстрой импровизации, вам надо запомнить только один бокс, и потом двигать его по грифу, помня про ноты. Ниже представлена разметка, которая будет использоваться в схемах – она показывает, какие пальцы надо использовать для извлечения ноты внутри бокса.
Разумеется, не забывайте про метроном. Откройте его на каком-нибудь сайте или включите программу на компьютере, выставите удобный темп, и играйте. Кроме того, задействуйте все ваши пальцы – это необходимо при игре соло-партий – поскольку так вам будет гораздо удобнее исполнять их.
Первая позиция начинается со второго лада, и спускается вниз по всему грифу. Обратите внимание на ее структуру, а также на последние ноты этого бокса. Они являются началом для следующей позиции, то есть все положения гамм связаны между собой.
Эта позиция начинается с пятого лада и заканчивается на восьмом. Обращайте внимание на расположение пальцев, когда проигрываете каждый бокс.
Этот бокс начинается с седьмого лада и движется до десятого. По сути, он имеет ту же самую структуру, как и в прошлых упражнениях.
Она начинается с десятого лада, и иногда заходит на девятый. Последние ноты играются на двенадцатом ладу.
Последнюю позицию можно играть как с двенадцатого, так и открытого лада. По сути тогда вы будете играть одну и ту же гамму, но в разных октавах.
Гамма Соль мажор «По 3 ноты на струне» — 7-позиций
Помимо этого, существует еще один способ играть эту гамму, и выглядит он иначе. Хоть эти позиции и проще для запоминания, мы не советуем начинать с них, поскольку они скорее вспомогательные, чем основные.
Первая позиция начинается на втором ладу и проходит по грифу вниз. Вам точно так же важно следить за пальцами, чтобы каждый из них зажимал свой лад.
Теперь сдвиньте весь бокс на один лад ниже и начинайте с третьего. Спускайтесь вниз по грифу и струнам, как и предыдущем примере.
Начальный лад здесь – пятый.
Переходите к седьмому ладу – здесь начинается следующий бокс.
Следующая позиция начинается с восьмого лада.
Начало здесь – на десятом ладу.
Переходим к октаве – этот бокс можно так же сыграть как на открытых, так и на двенадцатых ладах каждой струны.
Упражнения с использованием гаммы Соль-мажор
Примеры упражнений схожи с теми, которые вы делали для гаммы До-мажор. Следите за своими пальцами и руками, а также играйте только под метроном.
Выполнение упражнения начинается с третьего лада и задействует 4 последние гитарные струны. Вы должны спускаться по боксу вниз, и желательно – обратно. Кроме того, вы без проблем сможете связать это упражнение со вторым.
Второе упражнение начинается там же, где закончилось предыдущее – на пятом ладу четвертой струны. Постепенно поднимайтесь выше по ним, возвращаясь на исходную позицию первого вашего упражнения.
Теперь данный паттерн переходит через весь гитарный гриф. Двигайтесь по нему, и после того, как дошли до конца – переходите обратно. Старайтесь, чтобы каждое ваше упражнение состояло из прохода в обе стороны – это способствует запоминанию боксов.
Здесь уже все несколько сложнее. Вам требуется играть интервалы, расположенные через струну друг от друга. Для этого понадобится хорошая координация – поэтому начинайте с медленного темпа и постепенно наращивайте его. Старайтесь так же возвращаться туда-сюда, прогоняя упражнение без остановок.
Заключение и советы для начинающих гитаристов
Всегда играйте под метроном. Это очень важно, если вы действительно хотите научиться играть ровно и четко.
Прогоняйте упражнения без остановок, в одном и том же темпе. Сначала вам будет сложно, однако потом, когда вы привыкните, пальцы будут делать все сами собой.
Выучите еще тональности, например, фа-мажор – это расширит ваш набор фраз.
Старайтесь импровизировать под аккомпанемент – например, записывать аккорды, и играть под них.