Дерево для гитар. Подробное описание дерева для акустической и электрогитары

Дерево для гитар. Общая информация

Ни для кого не секрет, что красивый звук и отсутствие дефектов при игре зависит от нескольких факторов. В первую очередь это аппаратная составляющая и мастерство звукоизвлечения человека, держащего в руках инструмент. Однако немаловажную роль играет дерево для гитар. Материал, из которого изготовлена ваша красавица, оказывает прямое или косвенное воздействие на свойства звука, оттенки саунда и долговечность корпуса.

Существует множество пород, которые используют для создания струнного инструмента. На заводах и фабриках используют ограниченное количество видов, которые уже проверены временем и являются гарантией качества. Мастеровые гитары имеют более широкий простор для фантазии. Поэтому они могут быть сделаны из совсем экзотических растений. Данная информация может пригодиться не только при выборе гитары в магазине. Возможно, кто-то решит воспользоваться услугой мастера или возложит изготовление гитары на собственные плечи.

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

Даже в пределах одного вида дерево для гитар может различаться внешне. Различные цветовые оттенки, полосы и потёртости далеко не всегда влияют на конечный результат. Из-за того, что природа по-разному распоряжается с каждым отдельным куском древесины, внешний вид может оттолкнуть начинающего гитариста. Как ни странно, но в таком случае лучше положиться на собственный вкус – нравится или не нравится внешний вид конкретного материала.

Звуковые характеристики зависят от породы, веса и плотности. Более тяжёлые породы имеют чёткий и яркий звук – это скорее положительный момент для бас-гитары. А вот в качестве дерева для электрогитары такой «хэви» материал не всегда уместен.

В качестве дерево для акустической гитары лучше подбирать более лёгкие породы (ясень, липа) – характеризуется богатым средним тембром и отличным балансом между нижним и верхним регистрами.

Для электрических инструментов подходят породы средней тяжести (клён, красное дерево).

Тяжёлые породы дерева:

Во-первых, утяжеляют сам инструмент и создают дополнительную нагрузку на спину и плечи, при игре стоя (правда, это дело практики);

Во-вторых, укорачивают продолжительность сустейна. А это немаловажная характеристика звучания.

Следует обратить внимание и на «пост-обработку» изготовленной шестиструнной подруги. Часто в качестве пропитки используют датское масло. Оно подходит для таких видов, как кедр, тик, дуб. Материал обладает устойчивостью от воды и других внешних воздействий (грязь, пыль), кроме того не образуется плёнка. Более бюджетным вариантом может оказаться тунговое масло.

Яркую краску лучше наносить на твёрдые породы (горный клён), лёгкие виды рекомендуется обрабатывать прозрачными красками и лаками.

Существуют ограничения в приобретении того или иного сорта древесины. Бубинга и другие виды розового дерева, индийский палисандр, мадагаскарский палисандр, кингвуд, кокоболо внесены в список конвенции о международной торговле дикими видами флоры. На данный момент экспорт этих разновидностей приостановлен.

Гитара, из какого дерева лучше?

На вопрос из какого дерева лучше гитара нельзя дать стопроцентный однозначный ответ. Одному по нраву одно, второму другое. Однако можно воспользоваться среднеарифметическим многолетним опытом компаний, занимающихся производством целых поколений инструментов.

Чаще всего в качестве дерево для электрогитары используется ольха. Для неискушённого музыканта, который только постигает азы, можно порекомендовать именно эту породу. Её особенностью является универсальность. Подойдёт как для блюза и инди-рока, так и для хэви-метала и металкора. Примерно одинаково звучит как в нижнем, так и в среднем и верхнем частотном диапазоне. Для любителей более массивной середины и менее выраженного «верха» порекомендуем липу. Поклонникам брутальных жанров («коры», дэз-метал, джент) стоит посмотреть на красное дерево и орех. Если планируется уклон в скоростные соло и виртуозные пассажи (спид-метал, неоклассический метал), то ваш выбор тандем клён (гриф)+ красное дерево (корпус).

На звук акустической гитары оказывает влияние её основная часть – верхняя дека. Классика и акустика часто изготавливается из ели – ситхинской или красной (дешевый вариант). Более дорогое дерево для акустической гитары – кедр. Задняя дека изготавливается из палисандра или красного дерева.

Влияние древесины на звук гитары

Как было отмечено выше, кедровые корпусы пользуются большой популярностью среди производителей акустических гитар. Так как это мягкая порода, то и звук становится мягким и «воздушным». Если в качестве древесины для гитар использовалась ель, то звучание становится более резким, выделяются верхние частоты.

Основные компоненты, на которые влияет материал – это сустейн и длительность затухания звука. Различные участки гитары по-разному резонируют. Из-за этого одни частоты выходят на первый план, а другие скромно держатся в стороне. В итоге древесина для гитар влияет на сбалансированность частотного и тембрального звучания. Материал, из которого изготавливается накладка на гриф, оказывает влияние на атаку и сустейн.

Если в акустической гитаре важнейшим является древесина и сборка корпуса, то в электрическом варианте ведущую роль играет электроника. Однако каким бы современным и навороченным ни была электронная начинка, без исходного материала ничего не получится. Если сделать электрогитару из резины и начинить её крутыми датчиками, то звук так и останется мёртвым и крайне сухим.

Используя определённое дерево для изготовления гитар, можно смело предположить, какие звуковые характеристики будет иметь та или иная порода. Скажем, ольховая продукция, у которой гриф и накладка из клёна – звучание приблизится к стратокастеру. При использовании такой породы, как махагони (гриф гитары + дека) вкупе с ольховой же основой – саунд будет тяготеть к Les Paul.

Дерево для акустической гитары. Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки

Теперь подробнее узнаем, какое дерево для гитар применяют в производстве музыкальных инструментов. Часто разные части делают из разных пород, так как одни подходят для определённых целей.

Для акустики в основном применяют лёгкие сорта деревьев. Среди них клён, махагони, разные породы ели.

Ель

Ель Энгельмана

Лютцкая ель

Апельсиновая ель

Западный Красный Кедр

Sinker Redwood

Махагони

Koa

Клен

Немаловажный компонент – материал для боковой и задней стороны корпуса. Их изготавливают из более дорогих пород палисандра, ореха, чёрного дерева.

Палисандр

Африканское черное дерево или его имитация

Махагони

Клен

Грецкий орех

Дерево для электрогитары. Список самой популярной древесины для изготовления Топа (корпуса)

То, что подойдёт для акустики, не всегда годится для электро. Из некоторых видов этого материала также изготовляют грифы и накладки, на которые устанавливают лады для гитары.

Электрические гитары в своей основе используют ясень, ольху, а также тополь и липу.

Ольха

Ясень

Американская липа

Махагони

Клен

Палисандр

Тополь

Экзотика, которую не применяют в промышленных масштабах. Но в мастеровом ремесле и работе на заказ можно применить и такой редкий материал.

Бубинга

Кокоболо

Эбони

Коа

Korina

Падук

Pau Ferro

Амарант

Грецкий орех

Венге

Дерево для гитар. Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками

Ознакомимся с кратким описанием наиболее распространённых материалов.

Tone-O-Meter™

Распространена при изготовлении эл. гитар «Фендер», «Джексон», «Ибанез», «Вашбёрн». Славится своим универсальным звучанием – верхние и нижние частоты сглажены, звук отлично резонирует. Подходит новичкам. Цвет сочетает светло-жёлтый и коричневый оттенки с лёгким налётом розоватости.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Также популярен благодаря своей музыкальности. Северный твёрдый ясень тяжёлый и плотный, что способствует яркому тону и долгому сустейну. Цвет кремовый, сердцевина имеет оттенок от розового до коричневого.

Болотный ясень значительно легче. Многие винтажные «фендеры» 50-х годов были сделан именно из него.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Широко применима при изготовлении дек наряду с ольхой. Однако имеет более глухой звук (из-за рыхлости древесины). Яркий основной тон и середина. Подойдёт для исполнения хэви и трэш – металлической музыки.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Тяжёлая древесина этого африканского дерева подойдёт для корпуса. Тёплый звук не без шероховатостей. Сейчас сложно достать (см. выше «возможность покупки»).

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Экзотическая гавайская порода. Слабый низ компенсируется бархатистыми верхами и мощной серединой. Изначально использовался для национальных инструментов – банджо и гавайской гитары.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Полуакустические гитары с чистым низким звучанием. Используют для верхней деки. Всё-таки динамический диапазон несколько беден для электро. Поэтому используется для обечаек и задних дек акустических гитар расценок выше среднего.

Tone-O-Meter™

Второе название – чёрная лимба. Средняя тяжесть породы отлично звучит в средних же частотах. Динамика саунда отлично подходит для исполнения скоростных соло. Скажем гриф и корпус пятого «метального» «Гибсон Флайнг» сделан именно из неё.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

  

Tone-O-Meter™

Отличается от своей родственницы тяжестью, а также более тёмным зеленоватым цветом.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Экземпляр с родины самых ядовитых змей – Австралии. Имеет тёмно-коричневую окраску, приближённую к этим смертоносным рептилиям. Подойдёт для исполнения задумчивого дезерт-блюза в духе Ника Кейва или Хьюго Рэйса – плотный низ с невыразительной серединой и врывающимися соло на верхних частотах.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Более универсальный вариант с сочной серединой и смягчённым верхом. Чёткая атака, долгий sustain и универсальность подойдут как для начинающего рокера, так и для любителя академического джаза (полуакустика). Вес деки из махагони обычно не более 2 кг.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Тропическое твёрдое дерево для гитар из семейства красного дерева. Тяжелее болотного ясеня, поэтому применимо для игры брутальных жанров с низкими строями.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Из названия понятно, что этот товарищ один из самых тяжёлых сортов. Пожалуй, самый долгий сустейн с плотным низким тоном. Подойдёт для исполнения грувовой музыки – стоунер, дум, сладж. Древесина плохо поддаётся покраске.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Внешне практически не отличается от своего «старшего» собрата. Менее звонок, чем твёрдые породы. Однако мелодичные верха и хорошая атака перекрывают этот небольшой недостаток.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Красивый узор, напоминающий огненные линии костра.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Интересный рисунок, который напоминает колышущуюся водную гладь.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Продукт заплесневения гниющей древесины. Этим мягким материалом обычно лишь окантовывают деку. Используется скорее для эстетического эффекта.

Tone-O-Meter™

Его узор напоминает птицу своим обилием мелких пор и небольшим участкам коры. Но под прозрачным лаком выглядит интересно.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Также имеет много пор и вкраплений коры. Пропитывается эпоксидной смолой.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Редко применяется для изготовления дек, а вот для украшения и отделки – часто. Его тёмно-фиолетовый красноватый оттенок темнеет через некоторое время.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Хороший вариант для бюджетного гитариста. Не отличается разнообразием саунда, но универсальная середина подойдёт для ознакомления с азами искусства.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Очередной сорт для тёплого звучания винтажной гитары. Розово-коричневую основу с волнообразным рисунком используют для изготовления топа.

Tone-O-Meter™

Искусственно обработанная порода. Для удаления примесей и влаги материал проходит термическую обработку. Это обеспечивает более лёгкий вес и сбалансированность звучания. Светло-коричневый тон становится темнее.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Как и его «женскую» коллегу, обжаривают не только для удаления влаги, но и для придания твёрдости. Кремовый цвет меняется на карамельный, а узоры заметно темнеют. Хорошо звучит по всему частотному диапазону.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Tone-O-Meter™

Сейчас вы его вряд ли достанете (из-за договора CITES). Послушать такую гитару можно на сольниках Джорджа Харрисона в период его увлечения индуистской культурой в начале 70-х. Также его можно встретить на большинстве акустических гитар (средний ценовой сегмент), которые были ввезены в Россию и страны СНГ до 2017 года.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Мягкая, лёгкая порода. В классике и акустике часто используют для верхних дек. Благодаря упругости звонко звучит на широком участке. Однако очень хрупкая, поэтому старательно покрывается твёрдыми лаками.

Сорт из Калифорнии и Канады. Мягко отзывается на руки гитариста. CRAFTER D-8/N сделан именно из этого материала.

Подходит для гитар типа «дредноут». Широкое звучание в нижнем диапазоне и аккуратная середина.

Плотный басовый низ и элегантные верхушки. Подходит для исполнения акустического кантри.

Цитрусово-белая окраска. Звонкий верх и бархатный тон.

Мягкое, тёплое звучание. Жанры – кантри, фолк.

Мягкое акустическое звучание с насыщенной серединой и звонкими верхами. Басы сглажены и не ударяются в низовые обертона.

Имеет красивый «мебельный» цвет с продолговатыми полосами по всей деке. Обладает мягким «уютным» саундом.

Tone-O-Meter™

Тяжелая порода, похожая по звуку на клён. Но звучит не так ярко.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Используется при изготовлении топов. После ламинирования имеет уникальный полосатый тёмный окрас.

Tone-O-Meter™

Экзотическая африканская порода ближе к шоколадному цвету.

Да Нет
Использование для ламинатных топов X
Изготовление корпуса X
Изготовление грифов X
Изготовление накладок X

Песочный цвет, граничащий с коричневым. Тяжёлая порода подходит для игры хэви-метал.

Tone-O-Meter™

Ближе всего сравнить этот вариант с клёном. Светлый деревянный цвет даёт такой же лёгкий звук с блестящими верхушками.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Ограничена в доступе. Маслянистая древесина, которую чрезвычайно сложно склеивать. Звук мягкий, созерцательный.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Чёткий, чистый, сбалансированный чистый тон. Используется в качестве соединительной части (Neck).

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Ограниченный доступ. От жёлто-оливкового до шоколадно-коричневого цвета. По звуку похож на орех.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Плотная тяжёлая древесина, которая долго не изнашивается. Подходит для игры с большим количеством артикуляции и необходимостью плотной атаки.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Толстая и плотная порода, похожа на бубингу.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Tone-O-Meter™

Коричневый цвет с паутинным узором. Деку из него не делают, а отдают предпочтение топу и шпону.

Да Нет
Использование для декоративной отделки X
Изготовление грифов X
Требует отделки X
Используется для корпусов и топов X Редко в виде ламинированного топа

Заключение

В таком разнообразии пород можно потеряться. Но главное прислушиваться к тем вариантам, на которых играют ваши кумиры – возможно именно гитара любимого музыканта поможет вам определиться с выбором.

Оцените статью
Уроки игры на гитаре и других музыкальных инструментах, разбор песен и аккордов